11 апр. 2012 г.
Имя существительное
Цели и задачи:
-повторить имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли,
-расширить сведения учащихся о роли существительных в речи,
-способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами урок-семинар. Вы станете на некоторое время учителями, будете объяснять или обобщать материал, давать задания своим одноклассникам и ставить им оценки. Итак, начнём урок.
2.Словарный диктант.
Работа в парах с взаимопроверкой. Два ученика работают у доски.
Апельсин, аппетит, аромат, бульон, бутерброд, винегрет, завтрак, калач, крыжовник, морковь, ветчина, колбаса, вермишель, котлета, макароны, пельмени.
Учитель: Из слов какой части речи состоит словарный диктант? Что обозначают эти слова ? Итак, тема урока- « Имя существительное. Морфологические признаки ».Запишем тему в тетрадь.
3.Справочные сведения.
Учитель: Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И.Даль. Над « Толковым словарём живого великорусского языка» он работал 47 лет. Кто помнит, сколько слов в словаре Даля? ( Более 200 тысяч.) И 40% от этого количества слов составляют существительные- самые простые слова, названия того , что человек видит вокруг себя. Они как этикетки . Давайте посмотрим вокруг себя : « это доска», « это мел», « это стена» , « это цветок» , « это книги», « это картина».Такими словами –этикетками как бы увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя. Имена есть и у предметов , которые окружают нас.
Существительное обозначает предмет- это основное значение существительного . Под предметом в русском языке подразумеваются все слова , отвечающие на вопросы « кто?» или « что?» . Среди существительных есть такие , которые обозначают действие как предмет и признак как предмет.
Задание: продолжите тематические классы слов.
Бег, выстрел,…
Белизна, сырость,…
Какой можно сделать вывод ?( Как бы ни различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение.) Какое? ( Значение предмета.)
4.Повторение: « Морфологические признаки существительных ».
Учитель: Среди существительных есть одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Чем они отличаются? Приведите примеры.
Прочитайте текст. Что нового вы узнали об именах собственных и нарицательных ?( Имена собственные могут переходить в нарицательные :
галифе, маузер, пломбир, нарицательные могут переходить в собственные: созвездие Близнецов.) Запишите: Рентген- рентген , Дизель- дизель, Шаль-шаль.
Что ещё вы знаете о существительных ? ( Они бывают мужского , женского и среднего рода, 1, 2, 3-го склонения.)
Что мы называем склонением ? Расскажите о склонениях существительных и приведите примеры существительных разного типа склонения из упражнения в учебнике .
5.Повторение : « Падеж . Число »
Учитель: Какие ещё особенности имени существительного вы знаете ?
( Существительные могут изменяться по падежам.) Назовите падежи существительных вместе с падежными вопросами.( И.п.- кто, что? , Р.п.- кого, чего?, Д.п.- кому, чему?, В.п.- кого, что?, Т.п.- кем, чем?, П.п. – о ком, о чём ?) В чём разница между существительными « карандаш», « карандаши»?
( Они могут изменяться по числам. Но есть существительные, которые имеют только множественное число или только единственное число : ножницы , сани , листва, погода.)
При изменении слова образуют формы . Сколько форм имеет существительное , изменяющееся по числам ? (12) Что можно сказать об особенностях словообразования таких существительных , как ножницы , листва ? Сколько форм имеют такие существительные ?( Вдвое меньше : 6 вместо 12 )
6.Практическая исследовательская работа.
Учитель: прочитайте внимательно предложения, сделайте разбор каждого, проанализируйте, какую роль играет существительное дерево в каждом предложении , и сделайте вывод.( Учащиеся работают по цепочке у доски .)
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зелёной кроной.
Сосна- это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Вывод: существительное может выступать в роли любого члена предложения.
7.Творческая работа.
Учитель: Вы знаете , что есть предложения , в которых может быть только подлежащее, выраженное существительным в Именительном падеже. Такие предложения являются назывными. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные , выразительные , такие , по которым можно представить общую картину. Такие предложения очень эмоциональны. С помощью них передавали свои чувства , свои эмоции известные поэты.
Как начинается стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» ? (« Мороз и солнце, день чудесный !» Попробуйте выразить свои чувства , эмоции с помощью таких предложений. Составьте и запишите поэтическую зарисовку « Идет волшебница- зима », « День чудесный !» или любую другую тему.
8.Итоги урока (подводит учитель)
9.Оценки за урок. Домашнее задание.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий