В данный
момент проблема воспитания подрастающего
поколения стоит перед нашим обществом
особенно остро. Многие подростки имеют
ценности, несовместимые с общепринятыми
моральными нормами. Современная молодёжь
настроена враждебно к «консервативным»
понятиям своих родителей. Такие понятия,
как патриотизм, совесть, честь очень
часто вызывают у детей негативные
эмоции. Я убеждена, что духовно-нравственное
воспитание на уроках литературы
способствует нравственному воспитанию,
воспитанию чувства долга, ответственности
за свои поступки, патриотизма , любви
к ближнему, доброты, уважения к старшим,
позволяет организовать досуг детей.
При знакомстве
с повестью А.С. Пушкина «Метель» и
обращении к теме человеческого счастья,
супружества очень важно использовать
возможность ознакомить детей с такими
базовыми понятиями как счастье, любовь
,долг ,честь .
Во время
чтения «Железной дороги» Н.А. Некрасова
мы обращаемся к вечным проблемам: в чем
назначение человека, что такое созидание,
какой ценой достается все ценное, что
такое труд?
На уроках
литературы обращаемся к далекому
прошлому. В 6 классе учащимся предлагаю
два отрывка из «Повести временных лет».
С какой целью? Прежде всего культурный
человек должен знать свою историю. Ведь
именно знакомство с ней учит человека
ценить то прекрасное, что создал народ.
А что дает чтение летописи? Произведения
прошлого как бы разрушают преграду
между эпохами. Вот это чувство
сопричастности и должно возникнуть у
молодого читателя.
Сейчас уже
ни у кого не вызывает сомнения, что без
знания Библии или древнегреческих мифов
нельзя расширить горизонты личности.
Человек, способный воспринять культурные
ценности иных эпох и иных народов,
преодолевает узость, освобождается от
вражды и подозрительности.
Я убеждена,
что большую роль в формировании
духовно-нравственных качеств личности
несет знакомство учащихся с Библией.
В повести
Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
сильно и ярко выражена поэтическая душа
народа: его извечное стремление творить
добро, непримиримое отношение к фальши,
доверчивость, жизнерадостный юмор.
Изучение
сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая
солнца» рассматриваем не просто как
произведение о природе. Пришвин создает
сказку «для всех». Заложенный в ней
смысл глубок. Подобно тому, как солнце
откладывало свою энергию в торфяных
залежах, писатель вложил в «Кладовую
солнца» все, что накопил за долгие годы:
доброе отношение к людям, любовь к
природе. Эта любовь заключается в
столкновении двух начал добра и зла.
Рассказ
В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
открывает добрый и светлый мир народной
жизни, увиденный детскими глазами. Живые
и точные описания бытовых подробностей
дают возможность узнать жизнь народа
в первые годы Советской власти. Вместе
тем писатель ставит важные нравственные
вопросы, заставляя читателя задуматься
о дружбе, долге, честности и правдивости,
об истинной доброте и человечности.
Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю,
приобщает юных читателей к тем лучшим
духовным ценностям, которые были
выработаны многовековой историей
народа.
Я пришла к
выводу, что духовно-нравственное
воспитание на уроках литературы является
важным средством формирования у детей
доброты, щедрости души, уверенности в
себе, умении наслаждаться окружающим
миром.
Комментариев нет:
Отправить комментарий