26 мар. 2012 г.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы


В данный момент проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» понятиям своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у  детей негативные эмоции.  Я убеждена, что духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  способствует нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма , любви к ближнему, доброты, уважения к старшим, позволяет организовать досуг детей.

При знакомстве с повестью А.С. Пушкина «Метель» и обращении к теме человеческого счастья, супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими  базовыми понятиями как счастье, любовь ,долг ,честь .



Во время чтения «Железной дороги» Н.А. Некрасова
 мы обращаемся к вечным проблемам: в чем назначение человека, что такое созидание, какой ценой достается все ценное, что такое труд?
На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. В 6 классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии или древнегреческих мифов нельзя расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.
Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет знакомство учащихся с Библией.
В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, жизнерадостный юмор.
 Изучение  сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваем не просто как произведение о природе. Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Эта любовь заключается в столкновении двух начал добра и зла.
Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» 
открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать  жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий