26 мар. 2012 г.

План урока по восьмой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"


Цели урока:
1. Обучающие:
 Подвести учащихся к ответу на вопрос, почему Татьяна в конце романа всё же отвергает любовь Онегина.
 2. Воспитывающие
 формировать нравственные качества личности;
 воспитывать внимание к слову в процессе чтения.
3. Развивающие: 
развивать логическое мышление;
развивать умение обобщать материал;
формировать умение отстаивать и доказывать свою точку зрения.
 Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. На протяжении уже нескольких занятий мы с вами изучаем роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 

И сегодня у нас заключительный урок по этому произведению. На сегодняшнем занятии мы посмотрим, как же произошла встреча Евгения Онегина и Татьяны Лариной и узнаем, чем закончилась история их любви. Итак, запишите в своих тетрадях число и тему занятия: «А счастье было так возможно…».

 
А. С. Пушкин разъединяет судьбы Онегина и Татьяны на время, чтобы вновь соединить их в восьмой главе, соединить новых по существу людей, много переживших и духовно выросших. Итак, давайте перейдём к рассмотрению восьмой главы.
 
 О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? (1-5 строфы)
Дети: Рассказано о лицее, ссылке, воспоминания о Кавказе, Крыме, Молдавии, но главное – внутренний мир, движение творческой мысли, развитие души автора.
Учитель: Пять строф понадобились Пушкину, чтобы вспомнить всю жизнь. Была молодость – она ушла, были друзья – их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь. Осталась муза, она неизменна, она всегда будет чистой и светлой, везде поможет жить.
Строфа седьмая – момент возвращения в текст романа Евгения Онегина:
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.
Мелькают лица перед ним,
Как ряд докучных привидений.
Что, сплин иль страждущая спесь
В его лице? Зачем он здесь?
Кто он таков? Ужель Евгений?
Ужели он?.. Так, точно он,
- Давно ли к нам он занесён?
 
? Что говорит об Онегине светское общество? (8 строфа)
Дети: В «толпе» идут разговоры о том, изменился Онегин или «корчит так же чудака»:
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмонтом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
- Знаком он вам? – И да и нет.
 
? Какой совет общество даёт Онегину?
Дети: Советует Онегину «быть добрым малым, как все».
 
? Как А. С. Пушкин отзывается об Онегине? (9 строфа)
Дети: Автор защищает героя, вот что он пишет:
- Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всём,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит…
 
Учитель: И дальше в остро-иронической строфе Пушкин рисует идеал светской черни (10 строфа). От этого идеала далёк Онегин, он выше светского общества, но его удел – страдания от бесполезно прожитой жизни (11-13 строфы). Итак, Онегин приезжает в Петербург обновлённым.
 
? Почему Онегин попал, «как Чацкий, с корабля на бал»?
Дети: У Онегина появляется непримиримая вражда к обществу, у героя теперь глубокая внутренняя жизнь, которой не было раньше.
Учитель: И вот, наконец, происходит новая встреча героев. Появляется Татьяна, и Онегин узнаёт и в то же время не узнаёт её.
«Ужели,- думает Евгений,-
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты…
? Как Пушкин описывает Татьяну Ларину? (14 строфа)
Дети: «Она была нетороплива, / Не холодна, не говорлива…», «Всё тихо, просто было в ней…».
 
Учитель: На фоне светского общества, в доме князя, мужа Татьяны, Пушкин рисует новую Татьяну – «равнодушную княгиню», «неприступную богиню» (27, 28 строфы)
27
Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюблённой, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
О люди! Все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечёт,
Вас непрестанно змий зовёт
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.
28
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал…
 
? Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой страстью?
Дети: Изменились герои, обновлённый Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны. В начале произведения мы видим человека, не готового к переменам в своей жизни. Он отвергает Татьяну, так как не созрел ещё для настоящей любви. Теперь же перед читателем предстаёт изменившийся герой.
 
? Что изменилось в Татьяне Лариной?
Дети: Она научилась «властвовать собой», как и советовал ей Евгений Онегин когда-то. Мы видим, что меняется не только главный герой, но и Татьяна переосмысливает свои взгляды.
 
? А что с Онегиным? (21 строфа)
Дети:
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности – любовь?
 
Учитель: Простая композиционная схема романа. Главные герои меняются ролями к концу романа:
1.ОНА любит ЕГО - ОН не замечает ЕЁ
ОНА пишет ЕМУ письмо - выслушивает ЕГО исповедь
 
2.ОН любит ЕЁ - ОНА не замечает ЕГО
ОН пишет ЕЙ письма - выслушивает ЕЁ проповедь
(исповедь, отповедь).
? Как вы считаете, почему в конце произведения Татьяна Ларина отказала Онегину, ведь она же любит его?
Дети: Татьяна больше не верит Онегину, ведь уже один раз она обожглась и не хочет, чтобы это повторилось снова. Тем более что теперь она замужняя дама, и хоть Татьяна и признаётся герою, что до сих пор любит его, всё же будет «век верна» другому мужчине. Она не может предать своего мужа, хоть и нелюбимого.
Итог

Свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа её осталась прежней, хотя за эти три года она не осталась такой, как была.
Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна – скорее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, ещё больше привлекает к ней Онегина.
Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но (поздно!) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий