6 мар. 2017 г.

МОУ «гимназия «Дмитров»»
IX открытая научно-практическая конференция
«Православие – основа нравственного
и культурного возрождения народа»







  Тема «Образ дождя в творчестве современных поэтов»







Выполнила
Ученица 6 «А» класса
МОУ Дмитровская СОШ № 10 с УИОП
Ткаченко Ольга
Научный руководитель
Учитель русского языка и литературы
Шубенкина Р.В.












Дмитров 2017 г.


    

Оглавление:

1.Введение

2. Образ дождя в поэзии начала XX века, М.Цветаева, С.Есенин

3. Образ дождя в творчестве современный поэтов середины-конца XX века: Б. Ахмадулина, , Е. Евтушенко

4. Образ дождя в поэзии на рубеже конца XX- начале XXI века 

5. Заключение






































Цели и задачи.
Объектом нашего исследования являются поэтические произведения XX и XXI века, в которых образ дождя используется для выражения чувств и переживаний поэта.

Цель нашего исследования – исследовать образы дождя в современных поэтических произведениях, выявить какие душевные качества раскрываются посредством дождя, определить с помощью каких приемов раскрывается образ дождя.
Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:
- проследить тенденции восприятия образа дождя, начиная с поэтов начала-середины XX века до сегодняшнего дня;
- определить основные средства, помогающие раскрыть образ дождя, манера подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа;
-определить, есть ли какая-то закономерность в выборе способа стихосложения и рифмы при написании поэтического произведения.

Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, а также во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Введение.
Дождь - не просто явление природы. Для очень многих людей это состояние окружающего мира, или  состояние души - то есть способ его восприятия.
Знаменитый рок-музыкант Боб Дилан  так говорил о дожде:

«Некоторые люди наслаждаются дождем, другие просто промокают.»

Это о том, что мы все разные, а значит и восприятие дождя тоже разное, очень личное.
Иногда дождь открывает людям их самые потаённые закоулки сознания, и это звучит, как откровение. Испанский поэт Федерико Гарсиа  Лорка писал:
Есть в дожде откровенье — потаённая нежность и старинная сладость примеренной дремоты, пробуждается с ним безыскусная песня, и трепещет душа усыплённой природы.
Я люблю дождь. Ведь дождь приносит с собой свежесть и прохладу.
А также вдохновение для поэтов и художников.
Капли воды, несущиеся с небес или бережно опускающиеся на землю… Разве это не поэтично?  Неудивительно, что многие поэты и сегодня, в XXI веке, веке урбанизации и небывалого технического прогресса,  с удовольствием пишут  стихи про дождь. Ведь переживания людей в общем не меняются. Просто на них накладывает свой отпечаток время.






 1.Образ дождя в поэзии начала XX века, М.Цветаева, С.Есенин
Некоторые поэты используют образ этого природного явления, чтобы создать немного грустное настроение. Это не случайно, ведь многим при упоминании о дожде на ум невольно приходят слезы и печаль. Очень ярко это выражено в стихотворении Марины Цветаевой «Под дождем». Говоря о дожде, эта великая поэтесса подразумевала чувства и эмоции девочки, которая испытывает мучительные тревоги и невзгоды первой любви:

Медленный дождик идет и идет,
Золото мочит кудрей.
Девочка тихо стоит у дверей,
Девочка ждет.

Серые тучи, а думы серей,
Дума: «Придет? Не придет?»
Мальчик, иди же, беги же скорей:
Девочка ждет!

В этом стихотворении используется кольцевая, перекрёстная рифма и способ стихосложения дактиль.

Непревзойденный лирик Сергей Есенин в стихотворении «Еще не высох дождь вчерашний» сравнивает состояние природы после дождя с душевными ощущениями, порожденными несчастной любовью:

Еще не высох дождь вчерашний –
В траве зеленая вода!
Тоскуют брошенные пашни,
И вянет, вянет лебеда.

Брожу по улицам и лужам,
Осенний день пуглив и дик.
И в каждом встретившемся муже
Хочу постичь твой милый лик.

В этих строчках поэт использует перекрёстную рифму и способ стихосложения ямб.

В начале и середине XX образ дождя очень часто является выразителем именно любовных переживаний, он всё ещё связан с грустью расставания с любимым человеком или ожиданием, предчувствием любви…
Это, конечно, наследие поэзии XIX века, такой неторопливой, тщательно и глубоко осмысленной. Это как полотна пера Шишкина, где автор тщательно, с любовью, выписывает каждую веточку на дереве, каждый листочек. Это  отголоски тех глубоких и сильных переживаний, о которых писал А. С.Пушкин, И.А.Бунин.


2. Образ дождя в творчестве современный поэтов середины-конца XX века: Б. Ахмадулина,Е. Евтушенко.
Давайте проследим эволюцию восприятия дождя у более современных поэтов. Например,  Белла Ахмадуллина так писала о дожде в своем произведении «Сказка о дожде»:

Со мной с утра не расставался Дождь.
- О, отвяжись! - я говорила грубо.
Он отступал, но преданно и грустно
Вновь шел за мной, как маленькая дочь.

Здесь дождь выступает как некий фон, как задний план, на котором разворачивается действие, или просто жизнь.  Это и есть более современное восприятие окружающего мира, через череду событий или поступков, на определённом, менее романтическом фоне. Действительно, к концу XX века чувственно-любовные переживания зачастую упрощаются, они становятся  более прагматичными, и кажется, более приземлёнными:

Я, с хитростью в душе, вошла в кафе.
Я спряталась за стол, укрытый нишей.
Дождь за окном пристроился, как нищий,
и сквозь стекло желал пройти ко мне.
 
Здесь дождь так же выступает в качестве действующего лица, героя истории, он как бы зеркало душевных переживаний автора.

И ещё:

Я думала: что делать мне с Дождем?
Ведь он со мной расстаться не захочет.
Он наследит там. Он ковры замочит.
Да с ним меня вообще не пустят в дом.
 
Какое интересное описание! Дождь, с точки зрения его практического воздействия. Как сильно эта тенденция отличается от лирическо-любовного образа дождя в поэзии XIX века!  
Но это не совсем полная картина, это  не совсем так, ведь чувства людей с древних времен в общем не претерпели существенных изменений, и нас до сих пор всё больше и больше тревожит и волнует одно и тоже: одиночество, и разница лишь в способе выражения этих переживаний. И даже в сумасшедшем ритме жизни, посреди суматохи будней и торопливых и оттого неумелых чувств,  люди иногда вдруг останавливаются, и оглянувшись вокруг, ощущают себя  одинокими, и этот нюанс мы встречаем у автора: 

И вдруг я увидала - там, в окне,
мой верный Дождь один стоял и плакал.
В моих глазах двумя слезами плавал
лишь след его, оставшийся во мне.

И всё-таки, оптимистическое и светлое восприятие побеждает. Такая свойственная тому времени  уверенность в завтрашнем дне и ощущение всеобщего братства,  находят своё отражение  в ярком завершении. Это  как гимн XX века, как символ победы над грустью, но с некоторым лирическим и в тоже время, несколько панибратским оттенком:
 
 
Я вас люблю без меры и стыда!
Как небеса, круглы мои объятья.
Мы из одной купели. Все мы братья.
Мой мальчик, Дождь! Скорей иди сюда!
 
В этом стихотворении используется кольцевая рифма и способ стихосложения ямб.

А вот образ дождя у Евгения Евтушенко. В своём стихотворении  «Дорого в дождь» он с первых строк  задаёт тон настроению и восприятию дождливой погоды с точки зрения обывателя:

Дорога в дождь — она не сладость.
Дорога в дождь — она беда.
И надо же — какая слякоть,
какая долгая вода!

Согласитесь, вполне реалистичная картина того, как мы в большинстве своём, воспринимаем дождь, когда нам нужно куда-нибудь ехать. Здесь всё построено на контрасте, как было без дождя, и как во время дождя, то есть автор очень точно описывает достаточно современное восприятие непогоды в смысле именно проблем, которые она создаёт:

Ещё недавно в чьём-то доме,
куда под праздник занесло,
я мандариновые дольки
глотал непризнанно и зло.

И ещё:

Промокла кляча, одурела.
Тоскливо хлюпают следы.
Зевает возчик. Надоело
дождь вытряхать из бороды

Это несколько злое восприятие непогоды достаточно характерно для людей середины XX века, когда уже нет той лирики дождливой погоды, нет места любовно-тоскливым переживаниям, а есть чисто прагматическое восприятие непогоды, как источника трудностей или неудобства. Мне кажется, это вполне созвучно будничному образу дождя, как фона для основного действия, которое мы видели у Б.Ахмадуллиной. Ведь всё достаточно просто, и оттого настолько понятно людям более современным, более практичным.
В этом стихотворении используется перекрёстная рифма и способ стихосложения ямб.


3. Образ дождя в поэзии на рубеже конца XX -начала XXI века.
И в творчестве самых современных поэтов дождь находит своё место как выразитель  настроения.  Ведь известно, что именно в дождливую погоду пишутся самые замечательные стихи  и картины. Иногда печальные, но светлые. Поэзия-деятельность особого рода.
Современные поэты-не сапожники, тачающие обувь на стандартную колодку. У каждого поэта свое видение и восприятие мира.
Поэт может видеть мир и через дождь и размышлять о нем спокойно, неторопливо, а может.. . и как гроза-ярко, стремительно, шумно.  А может и спрятать дождь и в подтекст.

Вот как описывает своё дождливо-предзимнее настроение Ольга Партала в стихотворении «Дождь-Снег» на рубеже двух веков (1999 г.)

Дождь, тихо падает на землю дождь,
Холодный, осенний дождь,
И по телу проходит дрожь,
В осенний день, опускается на землю тень,
В уж по-зимнему холодный день…

Читая эти строки, переносишься в конец ноября, не правда ли, настолько точно автор выразил состояние предзимья… Но вместе с тем это звучит как-то отрывисто, простыми односложными, словно отрубленными  фразами.
Если вдуматься, в чём ценность произведений поэтов? Мне кажется именно в тех чувствах, которые мы испытываем, читая их произведения. И вот, после упрощённой лирики начала XX века и прагматического  восприятия середины XX века, в   XXI веке всё меняется.

В этих строчках используется парная рифма и способ стихосложения хорей.

Вот,  дождь, как возрождение лирического образа, связанного с любовными переживаниями и ожиданием встречи, у Влада Южакова:

Это не самая главная боль –
Дожди.
Я обязательно буду с тобой.
Дождись.

В этом стихотворении используется перекрёстная рифма и способ стихосложения дактиль.

Опять мы встречаем, такие отрывистые, чётко оформленные  фразы, но вместе с тем  есть лирика душевных переживаний на фоне дождя. Обратите внимание, дождь вновь выступает фоновым образом. Рифма «Дожди-Дождись»,  это отражение скрытой прагматики и в тоже время опять... ожидание, предвосхищение встречи.
Ах, этот наш противоречивый XXI век!
Век грубовато-практичной, я бы сказала, техногенной лирики на фоне силуэтов городов,  причём, иногда так  по-детски  как у Ирины Кутузовой:
Паучишка маленький,
Ты о чём молчишь?
Что же ты так жалобно
Смотришь, паучиш?

Плыл на паутиночке
Ясным сентябрём –
С неба тебя скинуло
Залило дождём!

В этом стихотворении используется перекрёстна рифма и способ стихосложения хорей.

А вот описание дождя у Игоря Нехаенко (Одесский дождь). Давайте попытаемся  представить себе, как это может быть…

Одесский дождь
Ни тёплый ни холодный
Невидимый
Как тусклый серый свет
Плащей – зонтов – накидок
Нет
Сыреют спички мокнут крыши
Покрылось влагою лицо
И пыль воды
В объёме городском
Всё оседает
Тихо и неслышно

Каково? Тут вам и городская лирика, и описание неудобств, связанных с дождём, а ещё тут есть тщательно описанные физические ощущения человека: «покрылось влагою лицо». Представьте себе, когда моросит мелкий дождь, и вы покрываетесь влагой, мелкой водяной пылью… Как точно сказано!
Здесь так же есть печально-осенние нотки: « всё оседает тихо и неслышно». Представляете, ведь это можно сказать отголоски того «серебряного XIX века русской поэзии». Вместе с тем, автор не использует для описания витиеватых и усложнённых форм, он применяет очень простые и чёткие формулировки. Мы видим некое сочетание тенденций классики и наисовременнейшей грубоватой лирики нашего сумасшедшего времени.
Мне кажется, что вообще, говоря о поэзии XXI века, можно поставить такой вопрос:

В этом стихотворении используется кольцевая рифма способ стихосложения ямб.

Поэзия XXI века — смерть или новое рождение?
 И ответ, на мой взгляд, однозначен:  в поэзии современных поэтов ощущается  попытка оглянуться назад, туда, где можно увидеть такие светлые, лирические образы, где можно вспомнить своё детство, чтобы хоть на минуточку отвлечься от сумасшедшего ритма, от сугубо делового восприятия действительности. Это осознание того, что нельзя постоянно бежать и бежать вперёд.  Это попытка уйти от одиночества, остаться собой. То есть это скорее возрождение чисто человеческого восприятия окружающей действительности через давно проверенный лирический образ… дождя.

Закономерность в выборе способа стихосложения и рифмы при написании стихотворения о дожде.
Мне кажется, что  современный  поэт, когда пишет стихотворения о дожде и на любую другую тему, не задумывается, какой способ стихосложения он будет использовать.  Исключение составляют лишь экспериментальные стихи, когда поэт ставит перед собой задачу оживить очень редкую, порою искусственно созданную поэтическую форму. В стихах самое важное - гармония формы и содержания, поэтому одно неразрывно связано с другим.

Рифма — это созвучность окончаний строк в строфе. Созвучные окончания могут чередоваться в разном порядке, разными по количеству созвучий группами. Когда поэт использует рифму, то он задумывается над тем, чтобы эти созвучия были «чистыми». Иными словами окончания строк должны быть наиболее схожими по звучанию — это сделает стих мелодичным. Рычащие, грохочущие, мягкие, струящиеся слова в стихе о грозе и дожде — такие приемы позволяют добиться особой реалистичности стихотворения. 

Результаты анкетирования.
Я провела анкетирование в школе и оказалось, что большая часть учеников знакома со стихотворениями А.С.Пушкина, С.А.Есенина о дожде и больше нравится лёгкий жизнерадостный образ дождя. Многие относятся положительно к современной поэзии.

 






Мои стихотворения о дожде.
Весенний дождь! Дурманит он,                         
Пьянит и радует меня.
Как хорошо там за окном,
Там льются трели соловья.

И майский дождь, весенний дождь,
Звеня, журча, играя,
Поёт весеннюю струю
О вновь расцветшей жизни мая.

                         

Стучит по крыше дождик озорной,
Он балуется, юный непоседа.
А вслед за эти проливным дождём
Из-под небес проглянет лучик солнечного света.
И радуга-дуга украсит небосвод
Так радостно, улыбчиво и ново.
И кажется, всё повторится снова.
И вновь одарит нас Господь.












Заключение.
Проведя анализ образа дождя, я пришла к следующему выводу. Со временем образ дождя в поэзии становился всё более динамичным, и более простым, тем не менее, по-прежнему оставаясь возможностью раскрыть свой внутренний мир.
Поэтические произведения о дожде всегда были переплетены с человеческими чувствами. Если на рубеже XIX-XX веков дождь воспринимался как образ “нитки жемчуга”, “барабанит дождь” т.е. картинка или ощущение, т.е. очень тонкое оформление чувств, то позднее он стал более “живым”, как бы вышел на первый план, сам стал объектом пристального внимания. В начале XX века это всё ещё лирика, связанная с переживаниями, но уже более упрощённая, я бы сказала – более практическая.
 В стихах середины-конца XX века дождь нередко предстает совершенно самостоятельным фантастическим существом и живет своей жизнью. Для одних поэтов - это тоска, предвестник чего-то неповторимого. Для других – радость, чистота, очищение, для кого-то  дождь создаёт некоторые неприятности, несколько раздражает.  XX век создал особый образ дождя– образ времени со всеми его упрощениями и реалиями.
У Б. Ахмадулиной – это сквозной мотив (фон) и одновременно действующее лицо. У нее образ дождя – страшно трогательный. Но в то же время в XX веке восприятие дождя сочетается его практическим восприятием, с точки зрения неудобств, которые он создаёт. Это встречается как у Б.Ахмадуллиной, так и у Е.Евтушенко.
 И сегодня, в XXI веке, поэты так же используют образ дождя для выражения своих переживаний, это и фон в сочетании с городскими мотивами, и лирика ожидания, предвкушения. То есть в XXI веке мы видим некоторую попытку вернуться назад, в век XX или ещё ранее, чтобы отвлечься от делового восприятия жизни через призму необходимости и целесообразности, чтобы заново научиться радоваться или печалиться.
















Библиография.

Комментариев нет:

Отправить комментарий