5 янв. 2019 г.


Межрайонная научно-практическая конференция

творческих работ учащихся

«Проект года 2017»




Дата проведения конференции:      года



Учебное заведение: МОУ СОШ с УИП № 10 г. Дмитрова



Предмет: Русский язык



Тема работы: «Сравнения Петра и Февронии»






Автор работы: Успехова Софья
7 «А» класс
Научный руководитель: Шубенкина Рита Вячеславовна
(учитель русского языка и литературы)










Секция: «Русский Языка»
Тема:
«Сравнение Февронии»

Автор: Успехова Софья


Россия, Московская область, город Дмитров, МОУ СОШ с УИП № 10,  7 класс.


Краткая аннотация.

Цель работы: на основе подробного анализа и сопоставления, провести исследование произведений древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и французского средневекового романа  Ж.Бедье «Тристан и Изольда».  

Задачи:
1. Подробно изучить житие преподобных Петра и Февронии Муромских на основе «Повести о Петре и Февронии Муромских».
2. Подробно познакомиться с западно-европейским средневековым произведением Ж.Бердье «Роман о Тристане и Изольде».
3. Провести подробный анализ обоих произведений.
4. Сравнить оба произведения, найти в них сходства и различия в раскрытии общей темы, идеи  и сюжетной линии.                      
5. Сделать выводы по проделанной работе.



Оглавление.

1.     Вступление.
2.     Элементы сравнения
3.     Временное соотношение рассматриваемых произведений
4.     Сходства и различия в раскрытии темы, идеи, характеров главных героев и сюжетной линии.
5.     Финал произведений
7. Вывод.










Вступление.

Во все времена тема всепобеждающей, истинной любви,  страданий во имя любви остается популярной и актуальной. Моя исследовательская работа направлена на сопоставление двух известных средневековых произведений, посвященных данной теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и французский роман Ж.Бедье «Тристан и Изольда».
Моя задача заключается в том, чтобы  раскрыть проблему, выдвинутую в теме работы. Сопоставление двух произведений мною проводилось по двум направлениям: сходство – различие в раскрытии темы и идеи произведении, характерах героев и сюжетной линии. Я составила опорную схему, разделив каждое произведение на значимые части.



Элементы сравнения

Время возникновения:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» : начало XVI века
 Роман   «Тристан  и Изольда »: конец IX века

Основа сюжета:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» : сказание о святых благоверных супругах, правивших некогда Муромским княжеством
Роман   «Тристан  и Изольда »: легенда о страстной любви жены короля и его племянника, их бегстве, скитаниях и трагической гибели

Социальное происхождение героев:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» : Петр – князь, Феврония – дочь бортника
Роман   «Тристан  и Изольда »: Тристан – доблестный рыцарь, племянник короля, Изольда - принцесса

Мифическая борьба со змеем:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» : сражение со змеем-оборотнем   Роман   «Тристан  и Изольда »: битва с драконом

Оружие:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» : волшебный Агриков меч
 Роман   «Тристан  и Изольда »: меч рыцаря

Причина любви:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»: обещание князя взять в жены целительницу после того, как она излечит все его струпья
Роман   «Тристан  и Изольда »: выпитый по ошибке волшебный любовный напиток

Чудодейственное снадобье:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»: целительная мазь, излечившая князя от тяжелой болезни
Роман   «Тристан  и Изольда »: волшебный любовный напиток, приготовленный матерью героини

Изгнание:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» : бояре потребовали от  Февронии отказа от господствования над ними и ухода ее из княжества. Петр не захотел оставить супругу и отправился в странствия с нею, не боясь лишений.
Роман   «Тристан  и Изольда »: король Марк ,узнав об измене жены, отправил Тристана и Изольду в изгнание из королевства.

Прощение:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»: бояре пришли к князю и княгине с поклоном и просили их вернуться и управлять княжеством
 Роман   «Тристан  и Изольда » : король Марк нашел в лесу терпящих лишение возлюбленных и не будя их, заменил меч Тристана на свой меч в знак прощения


Чудо восторжествования любви:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»: Трижды разъединяли их, но утром они оказывались  в одном гробу, как завещали себя похоронить.
Роман   «Тристан  и Изольда »: Похоронены по разные стороны часовни, но за ночь от могилы Тристана за одну ночь вырос и перекинулся к могиле Изольды терновый куст. Его вырубали, но он снова прирастал.





Временное соотношение рассматриваемых произведений

История возникновения «Повести о Петре и Февронии».
8 июля, в День святых благоверных супругов Петра и Февронии, сотни верующих чтят светлую память о тех, чья жизнь стала примером христианского супружества. Праведная жизнь Петра и Февронии Муромских – торжествующий гимн супружеской любви и верности. Ярчайшие личности Святой Руси, они всей своей жизнью отразили ее духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных супругов много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили в начале XIIIв. и умерли в 1228 году  и где до сих пор пребывают их честные мощи.
Сказание о них передавалось из уст в уста, и примерно к XV веку была сложена «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая дошла до наших дней. 
В её основе лежит легенда о святых благоверных супругах Петре и Февронии. Герой - князь Петр, а также его брат Павел не значатся в роду Муромских князей. Историки предполагают, что историческим прототипом Петра был князь Давид Юрьевич, княживший после него в Муроме и перед смертью постригшийся в монахи под именем Петра. (В Повести же наоборот – Петр получает имя Давида в иночестве.) Примечателен также факт, что Давид Юрьевич был женат на Февронии – как и в повести, в иночестве Ефросинии.
Законченный литературный облик это произведение получило в XVI веке.


История возникновения «Романа о Тристане и Изольде»
В Европе в средневековье были необычайно популярны рыцарские романы, воспевающие благородных рыцарей, их подвиги,  и прекрасных дам, покоряющих рыцарские сердца. Какие-то из рыцарских романов являются выдумкой, в основе некоторых из них лежат предания и легенды о действительно ранее живущих героях и событиях в их жизни.
Роман   «Тристан  и Изольда» - это рыцарский героический роман, в котором слышны отзвуки жестоких битв, сотрясавших некогда всю Европу. На фоне феодальных распрей и законов феодально-рыцарского общества возникает романтическая легенда о любви Тристана и Изольды. Успех романа был обусловлен, прежде всего, той особой ситуацией, в которую поставлены его герои, и концепцией их чувств.
Основным источником этой легенды является история страстной любви жены одного короля или вождя племени и его племянника, их бегстве, скитаниях и трагической гибели, широко распространённая в кельтских племенах. Сказание это возникло в районе Ирландии и кельтизированной Шотландии и впервые было исторически приурочено к имени пиктского принца Дростана (VIII век). Оттуда оно перешло в Уэльс и Корнуолл, где окрасилось рядом новых черт.
Валлийские легенды рассказывают о королеве  Ессилт (Yseult) и её  супруге короле Мархе (Кинвархе), правившем в стране, где «говорят на четырех языках», т. е. в долине р. Клайд. Имя Ессилт можно возвести к гипотетическому дороманскому имени Адсильтия («та, на которую взирают»). Реальными историческими прототипами короля Марка и Изольды также могли быть Мейрхион Гул, правивший в бриттском королевстве Регед в 490-535 годах и его супруга Эссилт верх Килвинед.
Автор «прототипа» чрезвычайно развил сюжетно кельтское сказание, присоединив к нему ряд дополнительных черт, взятых им из разнообразных источников — из двух кельтских сказаний (плавание Тристана за исцелением), из античной литературы (Морольт-Минотавр и мотив парусов — из сказания о Тезее), из местных или восточных сказаний новеллистического типа (хитрости влюбленных). Он перенес действие в современную ему обстановку, включив в него рыцарские нравы, понятия и учреждения и, в основном, рационализировав сказочные и магические элементы.


Сходства и различия в раскрытии темы, идеи, характеров главных героев и сюжетной линии.
Легенда о любви и верности – основа сюжета.
Слова «легенда», «сказание», «предание» предполагают повествование о необыкновенном, но случившемся в действительности. В основе   легенд   и сказаниях всегда лежат факты, вдохновившие сказителя. Со временем эти факты могут обрастать мистическими, нереальными событиями и образами, но они неизменно несут в себе главную идею -  воспевание людских добродетелей, славных подвигов, добра, любви и красоты.
Сопоставляя данные произведения, мы видим, что в основе обоих произведений лежит вечная тема любви и верности. Во все времена светлая, безграничная, истинная любовь подвергалась множеству испытаний, препятствий, козней, подстроенных судьбой. Герои обоих литературных произведений также сталкиваются и с лишением, и с трудностями, но они смиренно преодолевают все испытания, во имя своей любви.
Связь жанров рассматриваемых произведений с устной народной поэзией.
На примере «Повести о Петре и Февронии» можно проследить движение от сказки и эпической песни через народную легенду к литературной повести и житию.
В первой части повести автор следует сюжету эпической песни об огненном летающем змее. Змей – персонаж былинный, сказочно – мифологический. Он часто присутствует в устной поэзии народов разных стран. Есть он и в русских сказках и преданиях. Знаем мы и известнейший сюжет, заимствованный из жития святого великомученика Георгия, который пришел в древнерусскую литературу как повесть "Чудо Георгия о змие" и даже воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным история гибели великого князя Олега, знакомая всем со школьной скамьи, также рисует нам некий образ змеи, получивший широкое распространение в русской культуре.  В данном случае это не страшное чудище, а самая обыкновенная змея, притаившаяся в черепе коня и являющая собой не только традиционный символ мудрости, греха и непрерывного движения, но и символ рока, неизбежности судьбы.

Эпизод борьбы князя Петра со змеем, во время которого  змей «окропи князя Петра кровию своею», и тот «от неприязнивыя тоя крови острупе, и язвы быша, и прииде на нь болезнь тяжка зело», является связывающим в одно композиционное целое два самостоятельных фольклорных сюжета: змееборство и сказку  о мудрой деве, которая легла в основу второй части повести.
Мы можем провести параллель с сюжетом   романа «Тристан и Изольда», где отважный Тристан сражается с драконом, но не волшебным мечом, как князь Петр, а обыкновенным мечом рыцаря. Отличие состоит также в описании самого чудовища, с которым сражаются герои.
Также сходством является то, что смерть чудища приводит обоих героев к тяжелой болезни, от которой впоследствии они получают излечение от своих суженых.
Характер изображения главных героев.
Благоверные Петр и Феврония
В «Повести о Петре и Февронии Муромских» ведущее место принадлежит героине – дочери бортника Февронии. Перед нами встает трогательный, поэтичный образ простой крестьянской девушки, но читатель тут же поражен ее необыкновенной глубочайшей мудростью. Своей непростой речью она сражает слугу князя, который пытается договориться с ней об излечении тяжело больного Петра. Перед нами вырисовываются высокие душевные качества Февронии, мы видим ее особую связь с Богом, ее праведный образ жизни, смиренный нрав, желание помочь всем тяжело страждущим.  Автор показывает нам и характер князя Петра – благородного, смелого, но одновременно мягкого, а с годами приобретающего всё более и более просветленный облик благодаря своей супруге.
Сведущая в целебных травах, Феврония излечивает князя, но за это он дает ей обещание взять ее в жены. Первый раз не сдержав слово, князь заболевает этой же болезнью повторно. Так, прибегнув к мудрости, Феврония становится женой Петра, с которой он впоследствии не захочет расставаться даже после собственной смерти.
Тристан и Изольда Белокурая
История мучительных отношений короля Корнуэльского Марка, его племянника Тристана и Изольды Белокурой, жены короля Марка, которая стала возлюбленной Тристана – не житие святых, а все-таки всего лишь красивая легенда. Мы не знаем до конца даже истинных имен прототипов героев и точное время описываемых событий.
Трагический узел, навеки связавший этих людей, усугубляется тем,  что Тристан и Изольда полюбили друг друга на всю жизнь не только по зову сердца, но и по злой силе приворотного зелья, волшебного любовного напитка,  случайно выпитого ими по ошибке служанки.
Изольда – златовласая принцесса, которую Тристан должен был привезти в жёны своему дяде – королю Марку. Тристан – доблестный рыцарь, он храбр и могуч, он необычайно предан королю и не смеет ни в чем ему перечить. Центральное место в романе принадлежит ему. Он совершает много доблестных подвигов  и служит в романе воплощением человеческих добродетелей. Он любит Изольду, его жизнь мучительна без нее.
Звеном, объединяющим оба произведения  является бесконечная любовь героев друг к другу и необычайная преданность. Но в романе «Тристан и Изольда» Тристан  предан еще и своему королю. Его интересы, его воля  для него выше  собственных. Можно предположить, что любовь главных героев представляется автору несчастьем, в котором повинно любовное зелье. Так или иначе, свою жизнь они не представляют порознь, точно также как Петр и его благоверная супруга Феврония.
Сходством в сюжетной линии является и то, что герои обоих произведений смиренно принимают все удары судьбы.
Если Петр вначале не хотел исполнять свое обещание и брать в жены бедную девушку, спасшую его от тяжелой болезни, то совсем скоро ему пришлось осознать свою ошибку. Получив от Февронии исцеление во второй раз, князь сдержал свое слово и до конца дней был верен ему. За своей супругой проследовал он безропотно в изгнание, когда бояре решили прогнать ее из града Мурома по наставлению своих завистливых жен.  Он отказался от власти, богатства, всех удобств, только  чтобы быть рядом со своей милой супругой. Это во истину гимн любви, верности, преданности, служения и самоотдачи. Вместе они терпели все тяготы отшельнической жизни. Вместе до конца своих дней хранили любовь к Богу и друг к другу.
Тристан и Изольда, выпив по ошибке волшебный напиток, в ту же минуту навеки полюбили друг друга, но Тристан вез прекрасную принцессу своему Королю, верность которому для него была выше собственных интересов. Не смотря на огромную любовь к Тристану, мы видим, что и Изольда смиренно принимает свою судьбу – быть отданной замуж за короля Марка и навсегда быть разлученной со своим возлюбленным.
Позже за их тайную страсть, которая раскрылась,  король Марк изгоняет их из своего королевства. И они также безропотно терпят все лишения и скитания, и даже после прощения короля, снова разлученные друг от друга, они остаются верными друг другу до конца своих дней.
Один из центральных эпизодов романа – прощение главных героев.
Король Марк задумчиво стоит над спящими Тристаном и Изольдой, а затем, не нарушая их покоя, берет разделяющий их меч юноши и заменяет его своим мечом – в знак того, что он был властен отнять у них жизнь, но не сделал этого.
По глубокой сердечной мудрости, по состраданию  это один из самых ярких образов мировой литературы.
За терпящими лишения Петром и Февронией приходят бояре, которые падают к ним в ноге и просят вернуться и как прежде княжить над ними.
Отличия в сюжетной линии объясняются в первую очередь различными жанрами этих произведений. Ведь «Повесть о Петре и Февронии» - это повествовательное сказание начала XVI века, включающее в себя элементы быта, и этим отличающееся от ранее существовавших повестей древнерусской литературы. Роман, как мы знаем, это эпическое повествование о судьбах многих героев на протяжении длительного периода времени, отличающееся описанием широкого круга жизненных явлений.
Есть еще одно существенное отличие данных произведений. Предание о Петре и Февронии – это уже даже не предание, это житие. Мы знаем, что у святых людей не бывает биографии, их биография – это житие. И если легенда о Тристане и Изольде так и остается для нас легендой, мы не знаем, где сейчас могила этих воспетых и пришедших к нам из далеких веков возлюбленных, то мы знаем, что в Муроме по сей день находятся мощи благоверных Петра и Февронии и что миллионы людей ежегодно едут в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, к той самой гробнице, которую они  при жизни еще приказали себе высечь из камня, чтобы поклонится им и просить их молитвенного заступничества.
Если история Тристана и Изольды все-таки больше представляется нам вымыслом, далекой-далекой легендой, то находясь рядом с усыпальницей благоверных Петра и Февронии, мы чтим этих  русских святых, которые несут нам свои заветы, свое национальное понимание вечного христианства. Понять эти заветы не всегда легко и мало кто задумывается над этим.
Эти святые долгое время жили в миру, но только жили они очень праведной жизнью, совершенствуясь духом в любви к Богу и людям, поэтому и называются праведными. Святые благочестия русской церкви своей жизнью, наставлениями о духовном совершенствовании показывают нам путь спасения.
Их назидания просты: ежедневная молитва, жизнь в семье по заповедям Христовым, любовь к окружающим, усердный труд на благо ближних, умиротворенное состояние духа.

Чистая безгрешная жизнь святых Петра и Февронии все-таки отличается от любви Тристана и Изольды, вынужденных  скрывать свои чувства от короля – супруга Изольды. Мы сострадаем влюбленным, понимая, что они не властны противостоять своему чувству, но в то же время, мы понимаем, что Изольде и Тристану приходилось встречаться и любить тайно, совершать обман по отношению к королю Марку.
Оттого Петр и Феврония и являются для нас большим идеалом. Ведь их любовь не запятнана, чиста, они свято до конца дней остаются верными Богу, верными друг другу и желают умереть в один день в одно время, быть похороненными в одном гробу. И мы знаем, что трижды их пытались разъединить, пренебрегая их завещанием быть похороненными вместе, но трижды их тела снова оказывались в одном гробу. Это великая победа добродетели над смертью, великое ликование любви и верности.

Верующие люди считают, что как небо расцвечено звездами, так церковь – своими святыми. За веру и любовь к Богу, за верность и преданность друг другу, за доброту и милосердие к другим людям их называют «земными Ангелами» или небесными человеками, они помогают живущим на земле, так как молятся о нас Богу.
http://www.sunhome.ru/UsersGallery/Cards/den_petra_i_fevronii_otkritka.jpg

Финал произведений
В обоих произведениях финальным сюжетом является смерть главных героев. Мы уже упоминали выше о смерти Петра и Февронии. Их конец осветлен свершившимся чудом. Стремление Петра и Февронии умереть вместе является заключительным звеном в смысловом сюжете: любовь и верность оказываются сильнее смерти. Последние годы жизни они оба провели в монастырях. Петр принял монашество под именем Давид, а Феврония под именем Ефросинья. Они договорились умереть в один день, в одно время и приготовили себе гроб из камня, разделенный посередине перегородкой, в котором завещали похоронить их после разлучения души с телом. Само по себе удивительно то, что действительно их души отошли к Богу в одно и то же время, в назначенный ими друг другу час. После смерти люди не исполнили последнюю просьбу князя и княгини и положили их в разных гробах. И случилось чудо: наутро их тела нашли вместе. Снова пытались их разъединить, не предав этому значения, - и снова тщетно. Всеохватывающая и безграничная любовь преодолевает препятствие и после смерти любящих.
В «Романе о Тристане и Изольде» печальный конец предварён обманом и от этого он трагичен. Тристан,  тяжело раненный отравленным оружием, посылает за Изольдой. Белокурая Изольда бросается к своему возлюбленному, но в тот момент, когда Тритсан просит сестру Каэрдина, сына Британского короля, Изольду Белорукую посмотреть и сказать ему, какой парус на корабле Изольды  (Они условились :  если Каэрдину удастся привезти Изольду, на его корабле будет выставлен белый парус, в противном случае — чёрный), ревнивая Изольда Белорукая, чью любовь отверг Тристан, решает отомстить ему и  говорит умирающему, что показался корабль с чёрным парусом. Тристан поворачивается к стенке и произносит: «Я больше не могу сдерживать свою жизнь», трижды выкрикивает «Изольда, дорогая!» и умирает. Изольда сходит на берег,  ложится рядом с телом Тристана и умирает от горя по любимому. 
После смерти люди также разлучают их тела. Влюбленных хоронят по разные стороны часовни. Но на утро происходит чудо: на могиле Тристана вырастает терновник и перекидывается через часовню к могиле Изольды. Несколько раз вырубают его, но тщетно. Мы наблюдаем, как любовь после смерти все равно торжествует и объединяет героев.
Вывод
На основе проделанного мною исследования, анализа и сопоставления двух произведений,  можно сделать вывод, что отличия в сюжетной линии анализируемых нами  произведений объясняются в первую очередь различными жанрами этих произведений, эпохой, временем, местом, где происходили по легенде данные события.
Но сопоставляя данные произведения, мы видим, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Роман о Тристане и Изольде» во многих звеньях сюжета пересекаются, становятся созвучны. Особенно они созвучны в главной идее:  настоящая, светлая, всеохватывающая любовь во все времена встречает препятствия, смиренно выносит их  и всегда выходит с победой. Настоящую любовь не может победить даже смерть. Читая оба этих произведения,   я впервые глубоко задумалась над давно знакомой и достаточно избитой фразой «…и даже смерть не разлучит нас». Теперь я знаю, яркое подтверждение этому есть в древнерусской  и средневековой западноевропейской литературе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий