13 мар. 2022 г.

 

                                                                             МОУ Дмитровская сош № 10 с УИОП

                                                                             учитель русского языка и литературы   

                                        Шубенкина Р.В.

                                  20.10.2021 г.

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

                                               ОТКРЫТЫЙ УРОК                

 

Серебряный век русской поэзии. 

 

Основные направления в русской поэзии

 

начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).

 

11 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   2021 г

Тема урока: Серебряный век русской поэзии.

Тип урока: семинар-конференция.

Межпредметные связи: история, русский язык, философия, обществознание.

Тезис семинара: «Серебряный век» - явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.

ИКТ: презентация по теме «Серебряный век» с аудиозаписями стихотворений Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского в исполнении авторов и видеороликом «Серебряный век русской литературы».

Оформление класса:   на партах таблички с названиями направлений (Символизм, Акмеизм, Футуризм, Имажинизм).

Музыкальное сопровождение: Лунная соната. Бетховен.

Методы и приемы: погружения (ученики вживаются в образы представителей своего направления), групповая работа, работа с источником, анализ стихотворного текста, работа по карточкам-опросникам (для слабых), исследовательский.

Цели:

1.      Закрепить представление учащихся о литературных направлениях поэзии Серебряного века;

2.      Развить познавательные, исследовательские и творческие способности учащихся;

3.      Воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством принципа связи искусства с жизнью (экскурс в историю).

Задачи:

1.      Проверить умение выделять основные черты литературных направлений поэзии Серебряного века:

2.      Проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами.

 

Ход урока:

 

1. Вступительное слово преподавателя (мобилизующее начало).

- Постановка целей и задач урока, оглашение правил проведения конференции.

2. Выступления докладчиков от направлений. Регламент выступлений 2-3 мин.

- дополнения от представителей данного направления

- вопросы оппонентов представителей других направлений

выводы (записываются в тетради).

3. Самостоятельная работа с текстами стихотворений (раздаточный материал).

4. Работа над проблемным вопросом. Вывод. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

 

Звучит музыка.

Слово преподавателя:

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл...

Эти слова поэтессы Анны Андреевны Ахматовой дали название поэзии начала 20 века.

Конец девятнадцатого века... Начало двадцатого... Рубеж веков... Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности. Александр Александрович Блок писал о нем так

Двадцатый век...еще бездомней,

еще страшнее жизни мгла,

еще чернее и огромней

тень Люциферова крыла

и отвращение от жизни,

и к ней безумная любовь,

и страсть, и ненависть к Отчизне...

и черная земная кровь

сулит нам, раздувая вены

все разрушая рубежи

неслыханные перемены

невиданные мятежи...

Что же это за явление Серебряный век?

Философ Николай Бердяев назвал его Русским культурным Ренессансом, а поэт и критик Николай Оцуп писал о нем так: По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением поэзии «золотого века».

Итак. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба.

Постановка целей и задач урока. Для начала семинара я объясню требования к его проведению. Внимание! От каждой группы выступает один докладчик. Регламент выступления 2-3 мин. Выступления докладчика можно дополнить ясными и четкими замечаниями. Далее оппоненты ваши поэтические противники могут задать вам вопросы по теме доклада. На них необходимо дать короткий и понятный ответ. Вывод, который вы должны были сформулировать, даете под запись. Цель нашего семинара: подтвердить или опровергнуть выдвигаемый мною тезис о том, что Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов. А также сделать вывод о значении поэзии Серебряного века для развития русской литературы 20 века. Время 5 мин.

2.      Выступления докладчиков, содокладчиков, прослушивание стихотворений в исполнении поэтов, выступления оппонентов, выводы.

- символисты;

- акмеисты;

- футуристы;

- имажинисты.

Время 20 мин.

2.      Проблемная ситуация. Итак, вы показали полнейшую свою разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. А как же мое утверждение о вашем глубинном единстве? На чем оно основано. Ответ: - Все они современники, их объединяет время, сама эпоха;

- им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

- они трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения;

- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

2.      Работа с карточками заданиями. Слабым учащимся карточки-опросники 5мин.

3.      Подведение итогов урока. Кто может сделать вывод. Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века:

- она выражала настроение эпохи;

- определила поиски новых путей в искусстве;

- дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;

- привлекала читателя к сотворчеству.

Просмотр видеоролика «Серебряный век русской литературы»

2.      Выставление оценок за урок. Домашнее задание.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий