13 мар. 2022 г.

 

                                                                              МОУ Дмитровская сош № 10 с УИОП

                                                                             учитель русского языка и литературы   

                                        Шубенкина Р.В.

                                  01.02.2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК                

 

Глагол и его формы.

 

Глагол как часть речи.

 

Правописание окончаний глаголов.

 

10 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                2022 г.

Цель урока: повторить и обобщить знания у учащихся о глаголе как о части речи.

Задачи:

Образовательные:

· Систематизировать знания учащихся о глаголе, о правописании личных окончаниях глагола;

· Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола;

· Содействовать подготовке  к ЕГЭ

Развивающие:

· развивать умение употреблять глагол в речи;

· развивать речь;

· развивать умение оценивать свою работу.

Воспитывающие:

· содействовать воспитанию любви к родному языку;

· воспитывать любовь к родному краю;

· осуществлять меж предметную связь.

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Методы: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки, таблицы

 

Содержимое разработки

  

Открытый урок по теме: «Глагол и его формы. Глагол как часть речи. Правописание окончаний

глаголов.» 10 класс.

 

Цель урока: повторить и обобщить знания у учащихся о глаголе как о части речи.

Задачи:

Образовательные:

·        Систематизировать знания учащихся о правописании  личных окончаниях глагола;

·        Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола;

·        Содействовать подготовке ЕНТ

Развивающие:

·        развивать умение употреблять глагол в речи;

·        развивать речь;

·        развивать умение оценивать свою работу.

Воспитывающие:

·        содействовать воспитанию любви к родному языку;

·        воспитывать любовь к родному краю;

·        осуществлять меж предметную связь.

Тип урока:  Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Методы:  индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки, таблицы

Конспект  урока.

1.     Организационный момент.

 − Добрый  день дорогие ученики и наши уважаемые гости.

Давайте посмотрим друг на друга: на соседа слева, на соседа справа,

улыбнёмся и пожелаем всем нам сегодня хорошего настроения и хороших отметок.

Итак , мы начинаем наш урок.

2. Формулировка целей урока детьми.

Посмотрите на доску.  Как вы думаете, какова цель нашего урока? 

Прочитайте эпиграф «Глагол – самая огнепышущая,                                                

 самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая,

артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»

А. Югов

3.Обьяснение нового материала. Вступительное слово учителя

-Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после

имен существительных. Обладает высокой эстетической ценностью.

Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи.

Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

- Вы согласны с этими словами?   Как вы думаете, что значит «огнепышущая» ?

Орфоэпический разминка (у доски  1 ученик) 

 Карточка №1. Спишите глаголы, поставьте ударение.

Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)

4.Беседа:-

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

Например: я строю, ты строишь, он строит, они строят.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и

будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  ( Работа по алгоритму)

-А сейчас еще раз обратимся к эпиграфу: как понимаете слова «самая живая часть речи»?

( постоянно в действии, меняется, обновляется, развивается).

Интересные  глаголы  – бежать, хотеть! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания

II спряжения,

как и положено таким глаголам. Я бегу, мы бежим, ты бежишь, вы бегите, он бежит, она бежит,

оно бежит, 2 спр. (они бегут )1 спр.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения.

В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

А ещё есть и особо спрягаемые глаголы:  дать, есть.

5.Закрепление.

2 карточка Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям. ( 2 ученика )

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) ,  чернеть(1) , болеть(1) ,

смотреть(2). видеть (2) , терпеть(1) .   

Карточка 3 Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

 

Графический диктант. Взаимопроверка. Мыть(1) , строить(2) гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) ,

любить(2) сеять(1), давить(2) , грузить(2) , сушит(2).    

 

6. Проверка домашнего задания.

7. Физ. минутка

8. Домашнее задание: правило, выписать из произведения «На дне» М. Горького глаголы .

Определить спряжение, вид,возвратность

 

9. Рефлексия в конце урока. Составить мини-сочинение по картинке. (включить музыку)

Использовать в тексте глаголы с личным окончанием.

1.     Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.     Было ли тебе интересно?

3.     Сумел ли ты получить новые знания?

4.     Был ли ты активен на уроке?

5.     Ты сумел показать свои знания?

 

10. Подведение итога урока. Оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий