26 сент. 2016 г.

Школьная научно-практическая конференция
творческих работ учащихся
«Перспективный проект»


Дата проведения конференции 19 февраля 2015 г.


Учебное заведение: МОУ гимназия «Дмитров»


Предмет:   Литература


Тема работы: «Жизнь вещей» и роль детали в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»




                           Автор работы Брагин Игорь Олегович
7«Б» класс
                     Научный руководитель: Шубенкина Рита Вячеславовна. (учитель русского языка и литературы)






Секция: «Литература».

Тема: «Жизнь вещей» и роль детали в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

Автор: учащийся  7»Б» класса Брагин Игорь Олегович

Россия, г. Москва, Московская область, г. Дмитров, МОУ «гимназия «Дмитров», 7-й класс.

Краткая аннотация.

Цель работы - доказать на основе детального анализа текста, что вещи в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне» имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности, потому что предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

Задачи:
1.     Познакомиться с биографией М. А. Осоргина
2.     Прочитать рассказ «Пенсне»
3.     Детально проанализировать приёмы, используемые автором для «одушевления» вещей
4.     Попробовать самому создать рассказ  о «жизни» какой-либо  вещи








Оглавление.

      1.          Вступление                                                                                                     4

      2.          Биография М. А. Осоргина                                                                           5

      3.          Мир вещей в истории                                                                                    6

      4.          Анализ рассказа М. А. Осоргина «Пенсне»                                              10

      5.          Вывод                                                                                                            15

      6.          Приложение                                                                                                 16

      7.          Библиография                                                                                              20











1.     Вступление.
Михаил Андреевич Ильин, чей псевдоним был Осоргин, известный русский писатель. Его произведения непременно входят в состав учебников литературы для школьников от мала до велика. Совершенно недавно и мне пришлось столкнуться с его творением "Пенсне", в котором Осоргин воодушевленно повествует нам о личной жизни наших вещей. Этот рассказ подтолкнул меня задуматься о многом.
 Когда мы были совсем маленькими, наверняка, каждый играл в куклы или машинки. Возможно, мы были наивны и зря пытались успокоить детский плач Ляли/Люси/Кати. Может нам не стоило ерзать по полу громко крича, поддерживая любимый красный Москвич в гонке с черным ГАЗиком. Но что, если вещи имеют душу? Что если, они слышат нас, вздрагивают от прикосновений и не просто путешествуют, как в произведении Михаила Андреевича, а сопереживают нам?
Думаю, так и есть. Плед укрывает ребенка ночью и думает о том, что же ему снится, перчатки пожарного обугливаются, жертвует собой, но радуются, зная, что руки хозяина целы и спасли не один десяток людей. Ножницы и расческа парикмахера помнят всех клиентов: некоторые из них были довольны новой прической, а кто-то не смог обойтись без скандала.
Жизнь вещей бывает разной. У кого-то она коротка, например, как у спички, которая, чаще всего, даже не успевает догореть до конца. Но есть вещи, жизнь которых длинней жизни людей. Это бумага, иначе говоря, книги. В музеях можно встретить античные свитки, средневековые летописи на которых до сих пор видны пятна от капель пота разнервничавшегося летописца, пишущего историю в самом разгаре сражения, а может быть коронации. Бумага помнит все: и топор срубившего дерево лесоруба, и то, как измельченную стружку древесины прессовали, возможно, даже то, как маленькие ручки, неуверенно сжимая фломастер, рисуют дом, солнце и бабочек.
На мой взгляд, самая красочная жизнь у фотоаппарата. Представьте, где он только не побывал! Сколько живописных мест он запечатлел через свой объектив! В умелых руках фотокамера может многое. Трогательное, первое фото младенца; торжественная фотография на свадьбе, запечатлевшая улыбки и любовь молодоженов. Все это может находиться в памяти обычного фотоаппарата. Маленькое, а все равно чудо.
У каждого в детстве игрушки оживали.
Я вырос, а все равно верю в это. Верю в душу вещей, в то, что они могут чувствовать и думать. Вера — это самое главное. Не стоит забывать о предметах, с которыми мы живем бок о бок. 

2.     Биография М. А. Осоргина.
Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.
Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми и помогали ему в самые трудные минуты.
      Вспоминались ему и светлые образы, и доброта его родителей, и родная природа, он радовался и гордился, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме. С некоторой иронией вспоминал он о гимназии, о своей любви к книгам и о ранних писательских опытах.
Далее жизненная дорога привела его на юридический факультет Московского университета, ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве всякий находит родное...»). В студенческие годы Осоргин был корреспондентом «Пермских губернских ведомостей», с 1902 года началась его адвокатская работа в Москве. По его словам, в революционной деятельности он был больше зрителем, чем участником. Когда начались противоречия в партии эсеров, Осоргин оказался в оппозиции, был арестован, в мае 1906 года чудом оказался на свободе, бежал в Финляндию, затем поселился в местечке Сори близ Генуи. В русских эмигрантских кругах к Осоргину относились с неприязнью. Он писал, что города Италии были ему комнатами (Рим — рабочим кабинетом, Флоренция — библиотекой, Венеция — гостиной, Неаполь — террасой). В книге «Там, где я был счастлив» много страниц посвящено Италии. Он объездил всю Европу, встречался с Горьким на Капри. С 1916 по 1922 год жил в России, но в 1922 году был выслан, жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами, в 1923 году уехал в Париж, мечтал о возвращении на родину. Осоргин видел противоречия в современной ему жизни и сумел их показать. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединялась с любовью к человеку». В 1940 году Осоргину с женой пришлось бежать из Парижа, а вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными. Умер писатель в Шабри́ 27 ноября 1942 года. Там и похоронен. Множество раз он просил Горького помочь ему напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым на... родине». И еще: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, а в том, чтобы таково было ее будущее». Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей.

3.     Мир вещей в истории
На ранних стадиях развития мир вещей не получал широкого отражения, а сами вещные детали[1] были мало индивидуализированы. Вещь изображалась лишь постольку, поскольку она оказывалась знаком принадлежности человека к определённой профессии или же знаком общественного положения. Непременными атрибутами царского сана были трон, корона и скипетр, вещи воина – это прежде всего оружие, земледельца – соха, борона и т.п. Такого рода вещь, которую мы называем аксессуарной, ещё никак не соотносилась с характером конкретного персонажа, то есть здесь шёл тот же процесс, что и в портретной детализации: индивидуальность человека ещё не была освоена литературой, а следовательно, не было ещё надобности индивидуализировать саму вещь. С течением времени аксессуарная вещь хотя и остаётся в литературе, но утрачивает своё значение, не несёт сколько-нибудь значимой художественной информации.
Другая функция вещной детали развивается позже, начиная примерно с эпохи Возрождения, но зато становится ведущей для этого типа деталей. Деталь становится способом характеристики человека, выражением его индивидуальности.
Особое развитие эта функция вещных деталей получила в реалистической литературе XIX века. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин» характеристика героя через принадлежащие ему вещи становится едва ли не важнейшей. Вещь становится показателем изменения характера: сравним, например, два кабинета Онегина – петербургский и деревенский.
Кабинет Онегина в Петербурге:



Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.


Кабинет Онегина в деревне:



Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.



Вещная деталь иногда может чрезвычайно выразительно передавать психологическое состояние персонажа; особенно любит пользоваться этим приёмом психологизма Чехов. Вот как, например, изображается при помощи простой и обыденной вещной детали психологическое состояние героя в повести «Три года»: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой, белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем».
Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу.
Совершенно новые возможности в использовании вещных деталей, можно сказать, даже новая их функция открылась в творчестве Гоголя. Под его пером мир вещей стал относительно самостоятельным объектом изображения. Загадка гоголевской вещи в том, что она не полностью подчинена задаче ярко и убедительно воссоздать характер героя и социальную среду. Вещь у Гоголя перерастает рамки привычных для неё функций. В доме Собакевича все удивительно напоминает его самого: и стоящие в углу гостиной пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, и необыкновенно тяжелый стол, кресла, стулья. Каждая из вещей словно говорила: «и я тоже Собакевич!», «я тоже очень похожа на Собакевича!». Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Вещи предстают перед читателем словно живые, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя» и обладает всеми соответствующими повадками. Грубой, животной силищей веет от этого существа, в голове которого не шевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. В его теле "совсем не было души". Но зато это существо обнаруживало звериную жестокость и хитрость. Конечно, обстановка в доме Собакевича – классический пример – есть косвенная характеристика человека. Но не только. Даже в этом случае у детали остаётся возможность жить собственной, независимой от человека жизнью, иметь свой характер.
Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.
Мир вещей под пером Гоголя предстаёт не вспомогательным средством для характеристики мира людей, а, скорее, особой ипостасью этого мира.
Осоргин в своих рассказах продолжает гоголевскую традицию изображения мира вещей, по-своему раскрывая эту тему. Осоргин развёртывает перед читателем реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь привычного, казалось бы, предмета. В начале XXI века, когда вещи становятся всё более «умными» и словно бы независимыми от человека, такой поворот событий не кажется ни искусственным, ни натянутым.



4.     Анализ рассказа М. А. Осоргина «Пенсне»
Жизнь человека напрямую, самым теснейшим образом связана с предметами, с вещами, материальными благами. Представить человека вне вещного мира крайне сложно. Исследования ученых доказывают, что предметы, окружающие человека, принадлежащие ему, могут многое рассказать о своем хозяине. Очень часто авторы произведений помещают своего героя в «говорящий» вещный мир, задача которого открыть для читателя героя, передать состояние внутреннего мира того или иного персонажа. Анализ предметной детали очень важен в литературоведческом анализе художественного текста. Именно этого вопроса мы и коснемся ниже, анализируя роль детали в произведении М. А. Осоргина «Пенсне».
М. Зощенко писал: «От детали зависит многое, если не все». Что же такое «художественная деталь»?
Художественная деталь – одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости.
Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.
Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.
Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным. Воссоздать предметы (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии и именно деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.
М.А. Осоргин сразу же вызывает удивление утверждением, что вещи живут собственной жизнью, и тут же спрашивает: «Кто же сомневается?» Рассказчик хочет нас убедить, что находящиеся вокруг человека вещи действуют иногда самостоятельно, переползая с места на место, самопроизвольно закатываясь и прячась от хозяев. Правда, он при этом не говорит, делают они это специально или просто из любопытства хотят посмотреть на мир. В случае с пенсне это, наверное, всё- таки любопытство.
Жизнь вещей – активная и “одушевлённая”. Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.
Какой же приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?
Прежде всего, олицетворение[2]: «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат»  Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.
 Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”. У некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Чтобы показать необычную жизнь вещей, автор использует следующее: он подставляет к названиям неодушевлённых предметов глаголы и речевые обороты, которые могут относиться только к живым существам.
Часы хворают, шагают, — часы тогда были только механические, в большом механизме (особенно если часы настенные) что-то могло поскрипывать («хворают»), мог шуршать маятник и фальшивить кукушка («кашляют»), громко щёлкать секундная стрелка («шагают»).
Печка мыслит — печка топилась дровами и могла быть достаточно большой по размерам.
Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).
Письмо подмигивает и рисуется — письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
Раздвинутые ножницы кричат — если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку, «в профиль», то создастся впечатление открытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».
Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю — рассказчик имеет в виду старые приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.
Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках — книги «дышат», когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. На полках, когда их много, они производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. В зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга.
Метафора[3] подразумевает скрытое сравнение, основанное на сходстве или контрасте значений. Поэтому у автора вещи наделены характерами, причем вещи повседневные – «вещи-труженики»: «демократический стакан», «интеллигент-термометр», «реакционная стеариновая свечка». Действительно, измерение температуры предполагает наличие хотя бы самых общих знаний из физики и медицины, а свечка в век развития электричества уже представляется чем-то устаревшим. В украшениях автор видит «что-то паразитическое», а в чайнике – «добродушного комика». Все эти определения говорят о наблюдательности и зоркости писателя, о его тонкой иронии по отношению к бытовым явлениям.
Весь рассказ пронизан чувством юмора[4], наполнен безудержной фантазией автора.
Писатель использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.
Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.
Какими же художественными приёмами достигается такой эффект?
- Синтаксические - многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю.
- Грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии.
- Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения).
- Речевые - употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.
- Выразительные эпитеты, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне,
«жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…»;  «загулявшие стёклышки»
История пенсне показательна. Автор рассуждает о том, что вещи живут своей жизнью, об их намерениях и действиях. В пример он ставит то, что вещи вдруг теряются и так же неожиданно находятся. Это юмористическое утверждение сродни «закону подлости». Автор рассказывает о пропавшем пенсне, которое исчезло во время чтения. Обыскав все карманы, кресло, книгу, всю комнату и наконец, квартиру, так его и не нашел. Зато история поисков пенсне дошла до генеральной уборки, но, несмотря на то, что «вся квартира обновилась, посветлела», найти пропавшее пенсне так и не удалось. На помощь автору пришел его приятель, попытавшийся разгадать эту загадку логически, начертив план комнаты, над которым он долго размышлял. Однако эти размышления ровным счетом ничего не дали. Пропавшее пенсне нашлось совершенно неожиданно, но факт его находки рассматривается, как что то совершенно естественное: «нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из долгой прогулки».
Автор относится к этому предмету, как к одушевленному существу, обладающему своим характером, потребностями, живущему собственной жизнью. Осоргин  иронически[5] замечает, как изменился характер его знакомого. Пенсне нашлось неожиданно, и писатель убежден, что это не курьезный случай. «Нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки», чтобы понять, что это не случайность. Вещь одушевлена и имеет свой характер, и автор относится к ней как к существу одушевленному: «Я сильно наказал гуляку». Как и любое живое существо, пенсне умирает. Его смерть описана автором по всем канонам драмы: «кончило это пенсне трагически», разбившись на мелкие осколки. Длительное путешествие, в котором пенсне было оторвано от своего хозяина, действительно могло его нешуточно истощить, превысить его меру способности воспринимать новые впечатления.
Что поделать! Даже с человеком порой происходят такие истории.
Своеобразный подход к изображению вещей Осоргина делает этот рассказ уникальным и вместе с тем забавным. Наблюдательность автора говорит о чутье художника, а речевая выразительность – о писательском мастерстве.

5.     Вывод.
Героями рассказа «Пенсне» М. А. Осоргина являются живые вещи, главным же героем — пенсне рассказчика.
Проанализировав текст рассказа, его художественные детали  я пришел к выводу, что вещи — всё-таки зависимые создания, пусть и живые, и они по-своему привязаны к хозяевам, к привычной обстановке, но они имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности, потому что предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.













Приложение.
РУЧКА.
Разрешите представиться. Я - ручка. Вся жизнь моя - сплошное путешествие. Меня так и зовут сейчас знакомые и друзья - ручка-путешественница.
Родилась я на фабрике. Да-да вы не ослышались, на фабрике. Я была выпущена на конвейере на итальянской фабрике. Там меня собрали и упаковали. Тогда-то (можно сказать, с пеленок) и началось мое путешествие в ...Россию. Меня там доставили в магазин и выставили на витрину с другими авторучками. Но я не долго там красовалась - меня купил солидный мужчина в черном пиджаке с большими карманами, где я провела какое-то время. Думала, что я умру от скуки. Он меня, конечно, брал с собою на работу, но я так и оставалась у него в кармане. Мужчина постоянно работал на компьютере, и я ему просто не нужна была. Мне надоела такая жизнь! Не об этом я мечтала. Однажды утром, когда мужчина куда-то торопился, я в выскользнула из его кармана и убежала. Но попала к соседям! У соседей моя жизнь превратилась в сущий ад. У них была собака, которая любила все грызть, ребенок, который любил все тащить в рот и бросать. Я часто не знала, где мне укрыться от них, пока не нашла себе пристанище на улице под скамейкой. Позже меня нашел школьник. Я даже вначале обрадовалась: теперь я нашла друга, которому буду нужна. Но оказалось, что школьник был невоспитанным, злым мальчиком. Однажды со злости он выкинул меня в окно. Я только чудом спаслась. Целый час я провалялась на асфальте, чувствуя себя побитой и униженной, пока меня не подобрал третьеклассник, возвращавшийся из школы. Он аккуратно вытер меня чистой тряпочкой и положил в пенал, где вскоре я обрела хороших друзей. Ночью, когда хозяин спит, мы играем в "города", разгадываем кроссворды, а днем помогаем ему работать в школе. Жизнь моя стала лучше, благодаря друзьям и любящему нас хозяину.

РАЗМЫШЛЕНИЯ  ШКОЛЬНОГО  СТУЛА.
Каждый день, кроме выходных, я нахожусь на работе, в школе. Урок - это работа, перемена - это отдых. Иногда мне попадаются прилежные ученики, которые сидят на уроке смирно, и я чувствую себя преотлично, но попадаются и такие, которые любят на мне покачаться. Так что после таких упражнений отдых мне просто необходим.
За всю мою работу в школе мне приходилось перемещаться по всему классу. Я думаю это из-за того, что некоторые ученики недолюбливают меня. Сиденье на мне не такое уже новое. Меня собрали на фабрике 6 лет назад. Но я до сих пор держусь со своими братьями как герой, несмотря, ни на какие трудности. Всех ребят, которые сидели на мне я знаю, но встречаются и новички, которых я стараюсь запомнить. Мне их школьная жизнь совсем не безразлична. Я даже волнуюсь за отметки учащихся. Мне кажется больше их самих. Плохая оценка приводит ученика нередко в ярость, и он начинает меня колотить. Поэтому мне приходится потом нелегко. Но чаще всего я общаюсь с хорошистами, а они люди дружелюбные и никогда не дают меня в обиду.

ИСТОРИЯ  ПОДСТАВКИ.
Меня зовут подставка. Я серого цвета, железная, кое-где потертая, мне много лет. Я помню еще маму моей теперешней хозяйки.
Всю жизнь я видела много книг и все это учебники, потому что моя хозяйка еще учится в школе.
Конечно, это хорошо, когда ты нужен, но держать много книг бывает тяжело - руки устают. Иногда даже ноги подкашиваются. Я служу почти без отпуска долгие годы. Только один раз на три года меня клали в ящик кровати. Но делать там абсолютно было нечего. Первые несколько дней я переругивалась со старой коробкой из-под клавиатуры ,потом мне это надоело и я пошла в дальний угол ящика. Там было веселей, я общалась с другими забытыми вещами, но все-таки скучала по хозяйке. И ,когда меня вытащили и положили в портфель, я была на седьмом небе от счастья.
Теперь я вновь держу книги и, странное дело, рада этому! Мне приятно сознавать, что я теперь часть школьной жизни моей хозяюшки. Нас теперь не разлить водой!

ЛИНЕЙКА.
Здравствуйте! Я - линейка, я очень люблю путешествовать. Это пристрастие появилось у меня примерно год назад.
Однажды моей хозяйке задали сделать чертеж по геометрии. Она взяла карандаш, ластик и меня, любимую, села за стол и принялась чертить. Потом, пока она куда-то ходила, я свалилась со стола. Хозяйка вернулась, долго меня искала, но найти не смогла. Я забралась в дальний угол, дождалась, пока хозяйка закончит домашнюю работу, а потом начала путешествовать. Пустившись в путешествие, я целых два дня наслаждалась свободой. Все уголки исследовала, новых друзей нашла, потом, устав от долгих скитаний, забралась в угол ящика стола, там и уснула...
На следующий день меня там и нашла хозяйка. С тех пор она глаз с меня не сводит. Боится, что опять отправлюсь в путешествие.

ПАПКА.
Меня зовут Папка для тетрадей. На обложке у меня рисунок из мультфильма"Ледниковый период. Глобальное потепление",Потому что моему хозяину очень нравится этот мультфильм. Зовут его Сергей ,он ученик 7-Б класса. У него большая семья: мама, папа, сестренка и брат. В свободное время мой хозяин смотрит телевизор, играет в компьютер, занимается спортом и читает научные книги. Дополнительно он еще изучает английский язык.
Учится он не плохо. Есть ,правда проблемы по математике, химии и русскому языку. А любимые его предметы - это история России, литература, ОБЖ и Физкультура, а также трудовое обучение. Мой хозяин очень меня любит. Каждый день он берет меня с собой в школу, обращается со мной как с важным документом. Без меня он не может обойтись ни на одном уроке. Мой хозяин самый спокойный и скромный парень и мне приятно, что мы с ним друзья.

САПОГ.
Моя жизнь - сплошное приключение. Где я только не бываю: и в школе ,и во дворе, и на улице ,и за городом! Что только со мной не случается! Да! Забыл представиться! Я - сапог ученицы 8 класса. Меня купили недавно. Я черного цвета, кожа у меня мягонькая, гладенькая (у змеи позаимствовал!) Хозяйка носит меня каждый день, и я очень устаю. Но отдыхать мне не приходится. Мне кажется, что хозяйка в меня влюблена! она совсем не оставляет меня баз внимания, пылинки с меня сдувает!
А я люблю, когда за мной ухаживают, особенно вечером. Меня протирают мягкой тряпочкой, смоченной в горячей воде, затем специальным средством, чтобы не повредить кожу, от таких растираний мы с братом-близнецом начинаем дремать. Ночью мне снится хозяйка, места, где мы побывали днем, новые подружки и друзья, с кем успел познакомиться, а кое с кем близко подружиться.

Афоризмы.
ü    Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).
ü    Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).
ü    Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).
ü    Вещь существенна не как предмет, а как проводник в то подлинное пережитое прошлое, которое только и может даровать личностную полноту.(Пруст)
Библиография
1.  Русские писатели 20 века. Библиографический словарь: В 2 ч. Ч 2 М –Я/ Ред. кол.: Н. А. Грознова и др. – М.: Просвещение, 1998. – с. 148- 151
2.  Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.472-475
3.  Л. М. Крупчанов.  Введение в литературоведение: Учебник/Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л. М. Крупчанова. – М.; 1997. – 416 с.
4.  Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003., 248 с.
5.  Литература русского зарубежья (1920—1990): учеб.пособие / под общ.ред. А. И. Смирновой. М., 2006 — С.247 
6.  Осоргин, М. Собрание сочинений в 4 тт. Москва, Изд-во «Интелвак», 1999 – 2001
7.  Авдеева О. Ю. М. А. Осоргин. Библиобиографическая статья.http://belousenkolib.narod.ru
8.  Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы



[1] Деталь (от франц.- часть, подробность) - значимая подробность,      частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
       [2] Олицетворение – изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ ( «О чём ты воешь, ветр ночной?..»)

       [3] Метафора (от греч. - перенос) – вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафора образуется по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (род деятельности).

[4] Юмор – веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

          [5] Ирония – от греч. притворство, насмешка. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

2 комментария: