26 сент. 2016 г.

МОУ «гиманазия «Дмитров»»
Школьная конференция творческий работ учащихся «Перспективный
проект»








Литература
Учитель на страницах отечественной литературы





                   Работу выполнила Мильцева Екатерина ученица 7 «А» класса
Научный руководитель учитель русского языка и литературы         Шубенкина Р.В.

Г. Дмитров
2016 г.
Оглавление
1.    Цель работы                                                                                        2
2.    Задачи                                                                                                  2
3.    Вступление                                                                                         3
4.    Чингиз Айматов «Первый учитель»                                                3
5.    Анатолий Алексин «Безумная Евдакия»                                         4
6.    Владимер Железнеков «Чучело»                                                      4
7.    Валентин Распутин «Уроки французского»                                    4
8.    Лия Симонова «Круг»                                                                        5
9.    Андрей Платонов «Песчаная учительница»                                    5
10.          Другие произведение                                                                     6
11.          Выводы из произведенного письменного опроса в классе      12
12.          Выводы из творческих работ моего класса                               12
13.          Выводы                                                                                          13
14.          Заключения                                                                                   13
15.          Приложения                                                                                  14
16.          Список литературы                                                                      17                        












Цель работы
Найти произведения отечественной литературы, в которых главный герой книги - учитель.  
Задачи
1.     Познакомиться с произведениями отечественной литературы,  в которых главный герой книги - учитель,   и проанализировать их.
2.      Провести опрос в МОУ «гимназии «Дмитров»» .
3.      Провести творческою работу в классе



















Вступление
Учитель… самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.  (рис.1)
        Все начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего открытие, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти свое призвание, научил любить труд, воспитал мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия, как никакая другая, - одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.
Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях отечественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется пестрая школьная жизнь.

Чингиз Айматов «Первый учитель»
Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. (1)  Маленькие ученики - обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе. (рис.2) 
Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов. Повесть «Первый учитель» — небольшое произведение. Сложный авторский замысел, социальные и психологические проблемы затрагивают события прошлого нашей страны. В условиях и обстоятельствах, в которых пришлось работать Дюйшену, его труд – подвиг.
Анатолий Алексин «Безумная Евдакия»
  Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией». Учительница борется против эгоизма своей ученицы. (2)  Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности. (рис.3)
Владимер Железнеков «Чучело»
В тихом городке на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний. На одном из холмов высится старинный дом уважаемой всеми горожанами династии Бессольцевых. (3)  В этот дом возвращается майор в отставке Николай Николаевич Бессольцев с внучкой Леной. Нескладная, с длинными руками, как крылышками, торчащими на спине лопатками, большим ртом, она вызывает у некоторых ребят насмешки. К Ленке прилипла кличка «Чучело». Она не оскорбилась, не озлобилась. «Веселые, любят пошутить», - думает она об одноклассниках. 
Повесть "Чучело" - о непростых взаимоотношениях школьников, в которых учитель непомогает разбираться.(рис.4)
В повести Железникова создан образ молодой учительницы, готовящейся к свадьбе, и потому, возможно, пропустившей назревание конфликта в классе. Автору удается отдельными деталями показать, что педагогу мало быть хорошим преподавателем. Гораздо важнее обладать даром человечности.
Валентин Распутин «Уроки французского»
Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. (4)    В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман. (рис.5)
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это, прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского». 
Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, ... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.

Лия Симонова «Круг»
У подростков одного из старших классов складываются сложные отношения с учителями и родителями. (5)  Ученики недовольны порядками в школе, учителями, методами их воспитания. Не могут найти они общий язык и с родителями, которые не научили их любить. Ненависть ко всему, что мешает им жить, желание обрести свободу объединяет подростков, но как они еще далеки друг от друга! (рис.6)
Учителя у Лии Симоновой — несколько плакатные «типы»: учитель сомневающийся, учитель ретроградный, учитель прогрессивный, учитель не вмешивающийся... Коллективное, даже стадное поведение школьников объясняется влиянием культа личности…. Но, несмотря на веяния времени, на отчётливую «политическую» неактуальность, «Круг» не устаревает, потому что не устаревают характеры.
Андрей Платонов «Песчаная учительница»
Рассказ «Песчаная учительница» — одно из ярких произведений А. Платонова. События разворачиваются в 20-е годы XX века в селе Хошутове, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», куда после окончания училища направили молодую учительницу Марию Никифоровну и где она «увидела тяжкий и почти ненужный труд, — потому что расчищенные места снова заваливало песком, — молчаливую бедность и смиренное отчаяние». От этой удручающей обстановки «крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. (6)  Долгие вечера Мария Никифоровна думала, что ей делать в селе, обреченном на вымирание». И она нашла выход из положения: «В школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю». (рис.7)
По словам Ф. Сучкова, «на красный свет шел Платонов во всех своих работах, и, на радость всем нам, чистота понимания человеческой души, святое отношение к описываемым явлениям были у него равны писательскому размаху. Это и обеспечило исключительную красоту, редкую человечность удивительной прозы Платонова», достойное место в которой занимает рассказ о мужественной «песчаной учительнице», обладавшей сильным характером и безграничной любовью к людям. 
Другие произведения (7)
1.     Виктор Астафьев «Кража»
Повесть «Кража» о директоре детского дома Валериане Ивановиче Репнине и судьбе ребят, оказавшихся  по разным причинам  в довоенном детском доме и совершивших преступление. 
2.     Виктор Астафьев «Последний поклон»
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» начинается с того, что в деревню приезжает фотограф из города специально для того, чтобы сфотографировать детей, учащихся в школе. Среди них и герой повести – Витя. Ребята решают, как они будут стоять на фотографии и приходят к выводу, что «прилежные ученики сядут спереди, средние – в середине, плохие назад». А Витя и его друг Санька никогда не отличались прилежностью, поэтому быть им сзади. Чтобы доказать, что они – люди пропащие, двое друзей  пошли на вал и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». 
В результате они извалялись в снегу. Вечером юному герою пришла расплата за разгул – у него заболели ноги. Бабушка поставила свой диагноз - «рематизни». От невыносимой боли мальчик начинает стонать, а потом и выть. Бабушка, причитая и ругаясь («я ли тебе, язвило бы тебя в душу и печёнки, не говорила: «не студися, не студися!»), но всё же идёт за лекарствами, чтобы лечить внука. Учитель в рассказе – очень уважаемый в деревне человек, он владеет грамотой и учит детей. Он также помогает и взрослым жителям деревни – он  помогает дяде Левонтию,  протягивает руку помощи и многим другим при  написании  нужных документов. За его доброжелательность он не остаётся без благодарности – учителю помогают дровами, а Катерина Петровна заговаривает пупок их маленькому ребёнку. 
3.     Василий Быков «Обелиск»
«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Учитель добровольно пошел на казнь вместе со своими учениками. Он мог бы остаться жить, но бросить ребят одних в последние часы, минуты их жизни Алесь Мороз не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. 
4.     Борис Васильев «Завтра была война»
В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими 
бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались. 
5.     Владимер Киселёв «Девочка и птицелёт»
Девочке Оле трудно даётся учёба, её отношения с родной мамой хуже, чем с отчимом, ей кажется, что жизнь взрослых чрезвычайно проста. Множество мыслей крутиться у нее в голове. Пытаясь разобраться в себе, Оля пишет стихи. А ещё девочка серьёзно увлекается химией. Она задумывается о цели своей жизни, но как сложно задаваться этим вопросом человеку, которому всего 14 лет. А одноклассники и родители её не понимают.  И единственый человек, который ей поможет,-  это её учительница.
6.     Агния Кузнецова «Земной поклон»
Книга посвящена великому труду и нелёгкой судьбе учителя. Будни советской школы, занятия классного «кружка разведчиков» открывают ребятам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.
7.     Альберт Лиханов «Благие намерения»
Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. 
Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. 
Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини. 
В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького. 
8.     Галина Северина «Легенда об учителе»
Повесть о школе 30-х годов, о старшеклассниках, о любви, о молодой семье. В центре повести мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был учитель московской школы, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками. 
9.     В. Тендряков «Весение перевёртыши. Чудотворная. Шестьдесят свечей. Ночь после выпуска»
В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя - математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь. 
Главный герой повести «Чудотворная»,  Родька Гуляев,  случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный  путь. 
«Шестьдесят свечей». Николай Степанович Еченев — учитель истории, всю жизнь проживший в одном и том же городе, который вырос на его глазах из деревеньки. Сорок лет он проработал в школе. И вот учителю — шестьдесят! Со всех уголков страны приходят телеграммы и письма от бывших учеников с поздравлениями и благодарностями. И только одно письмо — анонимное — от бывшего ученика с обещанием... убить.
Шагая по улицам города, Еченев размышляет над тем, кто же мог написать это письмо и в чьих руках теперь его жизнь. Всплывают различные «кандидатуры», а вместе с ними — те эпизоды жизни, которые, казалось бы, давно позабыты, люди, перед которыми вольно или невольно он виноват. Воистину, нет суда страшней суда собственной совести.
В повести   В. Тендрякова  «Ночь после выпуска» в центре внимания оказываются проблемы воспитания,  взаимоотношения в учительском и ученическом коллективах,  личной ответственности человека не только за свои поступки, но и за поступки других людей.

10.                      Юрий Яковлев «12 историй»
В повести «Зимородок» трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую Отечественную войну взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти этого отважного героя. Зимородок , так звали этого хрупкого паренька,   который добровольно пошел на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он воевал, считали его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награжденный посмертно, оказался жив. Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живет рядом с ними. Им оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель. 
В рассказе «Багульник» мы видим, как меняется отношение окружающих и учительницы к мальчику после чудесного превращения «веника» в прекрасные цветы. Произведение о чуткости, доброте, любви к животным. 
В рассказе «Учитель» говорится об уроках нравственности, которые преподает своим ученикам настоящий Учитель. «Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе.… Но Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят».

11.                      Горбачёв Алексей «Сельская учительница»
В центре повести «Сельская учительница» — судьба молодой учительницы Валентины Петровны Майоровой. После окончания института Валентина была направлена в сельскую школу. Первый год работы, огорчения и радости, встреча с новыми людьми, с их разным отношением к жизни, упорство, непримиримость начинающего педагога — вот основа повести.
12.                      Искандер Фазиль « Школьный вальс». « Тринадцатый подвиг Геракла»
"Школьный вальс, или Энергия стыда" представляет собой повествование о школьных годах мальчика. Многие страницы посвящены учительнице Александре Ивановне.
Основная тема произведения - противостояние личности тоталитаризму. В повести предметом рассмотрения становится стыд, стыд за предательство. Репрессированный человек (отец маленького героя повести) стыдится напоминать о себе письмами близким, чтоб лишний раз не травмировать их, мальчик стыдится своего бессилия (он ничем не может помочь отцу), а, вырастая, подсознательно считает себя предателем по отношению к отцу, умершему на чужбине. Впрочем, он прощает себе с возрастом это предательство, поскольку нельзя всю жизнь жить с комплексом вины. Ф. Искандер оставляет «за кадром» вопрос:  человека простить можно, а насколько реально простить власть, которая заставляет своих граждан умирать на чужбине, а ни в чем не повинных детей терзаться стыдом? 
В рассказе "Тринадцатый подвиг Геракла" представлен еще один образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Это учитель математики Харлампий Диогенович. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с юмором.
13.                      Горышин Глеб «Любовь к литературе»
Книга Глеба Горышина повествует о том, как учитель литературы в средней школе в первые послевоенные годы заронил в душу будущего писателя любовь к своему предмету, как эта любовь определила жизненный путь, повела в увлекательные путешествия по русским лесам, полям, озёрам, рекам, подружила с замечательными людьми. 

14.                      Георгий Садовников «Большая перемена»
Нестор Петрович — лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный — даже не сомневается в своём научном будущем. Поступление в аспирантуру — формальность, а единственный конкурент, сельский учитель, вызывает у всех жалость. Кто же мог подумать, что этим конкурентом окажется любимая девушка, не уступающая, к тому же, в знаниях?
Планы разрушатся один за другим, и на горизонте замаячит карьера педагога в простой вечерней школе, где большинство учеников гораздо старше самого Нестора.
15.                      Васильев Иван «Крестьянский сын»
Это история жизни сельского учителя Николая Иванова и его поколения — детей крестьянских ставших интеллигентами. Повествование начинается с предвоенного года и доходит до наших дней. В книге — раздумья о месте в жизни, о долге перед своим народом, об ответственности за судьбу родной земли.
16.                      Каверин Вениамин «Загадка. Разгадка»
Учительница географии рассказывает о трагическом случае, который произошел в ее классе. Оказывается, она совсем не знала детей, которых учила. Учительница упрекает себя за то, что не смогла найти путь к душам этих мальчиков и девочек. «...Никто не научил меня, как к ним подойти, как сделать, чтобы между нами не было загадок и не было лжи …. И я поступила бы честно, если бы оставила преподавание, которое я люблю, потому что учить надо, прежде всего правде, а потом уже географии или физике».
Повесть «Загадка» о том, как важно учителю быть не просто знатоком своего предмета, но и воспитателем, понять внутренний мир детей, суметь вникнуть в сущность их отношений.
В рассказе «Разгадка», случай описанный в «Загадке», описан от лица ученика, который также дает характеристику своей учительнице.
17.                      Бондарев Юрий «Простите нас!»
Павел Георгиевич Сафонов — известный в стране ведущий инженер одного из московских заводов, решил посетить городок своего детства. Здесь он встречается со своей учительницей математики, которая когда-то пророчила ему блестящее будущее. Многие ученики его класса стали известными людьми, но никто ни разу не навестил за эти годы одинокую учительницу. А она помнила о них всегда и следила за их успехами. «Простите нас» — это все, что смогла написать в своей телеграмме московская знаменитость своей старенькой учительнице.

Выводы из проведенного письменного опроса в классе
Я провела опрос в 7-ых и 8-ых классах. (рис.8)
Первым моим вопросом был: Какие произведения отечественной литературы, в которых главный герой - учитель, вы знаете?
В 7-ых классах большинство детей написали такие произведения как:  Распутин «Уроки французского» и Железняков «Чучело»
В 8- ых классах:  Распутин «Уроки французского» и  Платонов «Песчаная учительница»
Вторым моим вопросам был: Какие взаимоотношения между учителем и учениками в этих произведениях?
В 7 - ых классах большинство детей ответило, что в «Уроках французского» были хорошие взаимоотношения, а в «Чучело» плохие.
В 8-ых классах, что в «Уроках французского» хорошие, но были плохие последствия. В «Песчаной учительнице»  были обыкновенные хорошие отношения.
Третьим моим вопросом был: Как вы считаете, важны ли взаимоотношения учителя и учеников в наше время?
И в 7-ых и 8-ых классах, каждый из опрошенных написал, что важны.
Выводы из творческих работ моего класса
Мой класс написал сочинения на  тему «Учитель», (рис.9).  Учащиеся  написали свои работы наподобие рассказов. Мне было очень интересно их читать, и  поэтому я решила объединить их в книгу и напечатать.  



Выводы
1.     Я узнала о многих  произведениях отечественной литературы, в которых главный герой - учитель.
2.     Из проведенного опроса я  выяснила, что ученики нашей школы знают такие произведения и считают, что взаимоотношения учителя и учеников очень важны.
Заключения

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
(В. Тушнова) (рис.10)












  

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий