Моу «Гимназия «Дмитров»»
Русский
Язык
Слова
с уменьшительно-ласкательным оценочным характером
Работу выполнил ученик 7»А» класса
Шишанов Руслан Витальевич
Руководитель: Шубенкина Рита Вячеславовна
2015-2016
Актуальность
Актуальность настоящего
исследования определяется тем, что оно посвящено рассмотрению весьма важного
фрагмента лексической системы русского языка – лексике с оценочным компонентом
значения, представляющей собой отдельную подсистему. Оценочно маркированные
номинации связаны прежде всего с Человеком, с обществом, с человеческой
деятельностью, приобретают для него практическую и символическую значимость.
Цели и задачи
Цель
моей работы – дать полное и разностороннее описание лексики с оценочным
компонентом значения в системе языка, определить место ОЛСЕ среди
разноуровневых средств выражения оценки.
Задачи:
·
Выявить возможные языковые средства
выражения лексики.
·
Предложить (по возможности ) полную
классификацию ОЛСЕ.
·
Дать описание способов выражения оценки средствами морфемики.
·
Выявить социальные факторы реализации
ЛСЕ.
·
Провести исследование по знанию ОЛСЕ у
подростков/взрослых людей: опрос в 7-х и 8-х классах,
анализ сказок учащихся 5 класса (ныне 7) на
предмет
частоты использования ОЛСЕ в
письменной речи.
Содержание
Оценочная деятельность как способ выражения говорящим
своего отношения к реалиям окружающей его действительности рассматривается в
научной литературе как важнейший аспект коммуникативной деятельности человека,
оценка является чрезвычайно значимым прагматическим сигналом, который во многом
организует структуру речевого акта. Оценка – важнейший компонент когнитивных
процессов, во многих случаях именно оценочная квалификация завершает познание
новой реалии действительности и включение ее в сферу жизненных интересов
человека.
Выражение оценки с
помощью лексического значения
слова является языковой универсалией, одной из существенных
характеристик лексико-семантической системы русского языка. Конфигурация
лексико-семантических групп слов с оценочным компонентом
значения в системе языка является этнически специфичной, отражает
особенности национального образа мира носителей языка, обусловленные во многом
условиями жизни и историческим опытом народа. Оценочный компонент содержат лишь
те лексемы, которые способны выражать отношение человека к тому или иному лицу,
предмету, качеству, действию; способны содержать сравнение с нормой, с реалиями
действительности, признаваемыми
носителями языка в качестве образцовых.
Слова разных частей речи обладают спецификой в отражении тех или иных фрагментов окружающей действительности, например:
1. существительные дают
наиболее подробную оценочную квалификацию лиц, совокупностей лиц, абстрактных
понятий;
2. глаголы характеризуют
социально значимые действия и поступки человека.
Детальное оценочное
описание внешности человека, а также произведений искусства возможно только с
использованием прилагательных. Выражение оценочного, экспрессивного значения представлено в русском языке средствами лексического уровня языка в тесном взаимодействии с единицами морфемного и морфологического уровней. Обусловленность богатства лексической системы русского языка разнообразием и сложностью его грамматики и морфемики отмечает А.П. Евгеньева: «Русский язык принадлежит к языкам с богатой и сложной морфологической структурой».
Категория оценки – очень сложная языковая категория,
поскольку она связана не только с семантикой, но и с языковой прагматикой, с
организацией модальности высказывания. Слова с оценочным компонентом значения
выполняют в речи важную функцию. В процессе конкретного речевого акта
говорящий, используя слово с оценочным компонентом значения, направляет
адресату скрытый императив «отнесись хорошо» или «отнесись плохо» к объекту,
названному данным словом.
Способы выражения в лексике
Рассматривая оценку с точки зрения языка, все компоненты ее структуры можно
разделить на обязательные и факультативные. Главными элементами оценки являются
ее субъект, объект, а также сам оценочный термин. Субъект оценки, обозначающий
лицо или социум, с точки зрения которого дается оценка, может быть выражен как
эксплицитно, так и имплицитно. Объект оценки – это лицо, предмет или событие, к
которым относится оценка. Кроме того, в структуру оценки имплицитно входят
шкала оценок и стереотипы, на которые ориентирована оценка.
Оценочные средства обнаруживаются на всех уровнях языка. Оценочный
компонент значения языковой единицы может быть обусловлен ее
лексико-семантическими свойствами, принадлежностью к тому или иному
функциональному стилю и употреблением в определенном контексте. Самыми
распространенными являются лексические оценочные средства
В нашей речи существует очень много языковых
способов выражения, в этой таблице представлено большинство из них:
Языковое
средство
|
Характеристика приёма |
Примеры
|
Аллегория
|
Изображение
отвлечённого понятия через конкретный образ
|
Где льва
сразив, почил орел России
мощной
(А. Пушкин) |
Гипербола
|
преувеличение
|
шаровары
шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
|
Ирония
|
Тонкая
насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому
|
Граф
Хвостов,
Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами Несчастье Невских берегов... (А.Пушкин) |
Лексический повтор
|
Повторение
в тексте одного и того же слова, словосочетания
|
Вокруг
города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах
попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по
берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
|
Литота
|
преуменьшение
|
"мальчик
с пальчик"
|
Метафора
|
Переносное
значение слова, основанное на сходстве
|
Сонное
озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
|
Метонимия
|
Замена
одного слова другим на основе смежности двух понятий
|
Сюда по
новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) |
Окказионализмы
|
Индивидуальные
авторские словообразования
|
...В нашей
среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.
(Г.Смирнов)
|
Олицетворение
|
Перенесение
свойств человека на неодушевлённые предметы
|
Утешится
безмолвная печаль,
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин) |
Перифраз
|
Замена
слова описательным оборотом
|
"люди
в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)
|
Сарказм
|
Едкая насмешка
|
Сарказмом
насыщены произведения Свифта,
|
Синекдоха
|
Замена
количественных отношений, использование единственного числа вместо
множественного
|
Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)
|
Сравнение
|
Сопоставление
двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак
|
Да, есть
слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовски)
|
Эпитет
|
Образное
определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
|
Но люблю
я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов) |
Но не все из этих способов выражения можно отнести
лексике с оценочным компонентом. Из выше представленных к уменьшительно-ласкательным словам в речи можно отнести Литоту и Эпитет, которые
являются средствами выразительности. Это
словесные способы выражения уменьшительно-ласкательного
оценочного компонента в речи.
Помимо словесных средств так же существуют и
морфемные способы выражения этого компонента в речи. К ним относятся суффиксы
уменьшительно-ласкательных слов. Вот несколько из них:
1. ошк
— образует уменьшительно-ласкательную форму предмета
2. ушк—
образует уменьшительно-ласкательную форму предмета
3. ц
— вместе с "ь" образует уменьшительно-ласкательную форму предмета
4. чик
— образует уменьшительно-ласкательную форму предмета
5. ышк
— образует уменьшительно-ласкательную форму предмета
6. юшк
— образует уменьшительно-ласкательную форму предмета и имён собственных
В итоге мы знает два способа
уменьшительно-ласкательного оценочного компонента в речи:
1. Языковые
– с помощью слов и языковых средств в речи.
2. Морфемные
– с помощью различных морфем( в большинстве суффиксов).
Все эти слова обычно обозначают похвалу или ласковое
обращение.
Классификация УЛСЕ
С помощью уменьшительно-ласкательных слов мы можем
оценивать и давать характеристику разным вещам, например:
1) характеристику
морально-этических, психологических, волевых качеств человека( его знание
чего-либо, как он себя ведет, добрый он или злой).
2) характеристику поступков и
важнейших видов деятельности человека (интеллектуальной(умный ли он),
речевой(разговорчивый ли он), физической(сильный ли он)).
3) характеристику социального
аспекта жизни человека, его взаимоотношений с другими людьми(общительный ли
он).
4) характеристику мировоззренческих
постулатов человека, его ориентации в пространстве природного и социального
мира.
5) характеристику внешнего облика
человека, его физических и физиологических особенностей.
6) характеристику явлений и
предметов в мире окружающей человека природы.
7) характеристику вещей, предметов,
созданных руками человека.
И так, в русском языке
достаточно много можно выразить казалось было небольшой группе слов – УЛСЕ. Но
ими мы можем выразить только какое-то состояние в ХОРОШЕЙ форме, слова типа
УЛСЕ в большинстве случаев не могут быть негативными, так как они выражают
уменьшительно-ласкательное значение.
В каких ситуациях мы
используем УЛСЕ
С помощью слов с
уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи мы обычно оцениваем
что-либо, то есть характеризуем какой-то предмет или вещью. А это значит, что мы можем использовать УЛСЕ только в узких
ситуациях.
Одна из самых распространённых
ситуаций это, когда мы хотим похвалить другого человека за работу.
Чаще всего слова с
уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи используют близкие нам
люди:
1.
Учителя за ответ
у доски или подготовленние домашней или иной работы.
2.
Наши родители,
когда хвалят нас за какую-ту хорошую работу, за хорошие оценки и так далее.
Для этих ситуаций самые
распространёнными словами похвалы являются молодец, умничка.
Практическая часть
Я провел опрос среди
учащихся 7 и 8 классов по знанию ОЛСЕ. Я задал 6 вопросов.
Вопрос №1.
Что такое слова с
уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи?
На этот вопрос ответило
26 человек из 30 опрошенных. Правильный ответ дали 15 человек.
Вопрос №2.
Нужны ли нам эти слова?
На этот вопрос ответили
30 из 30 человек. Подтвердили значимость этих слов 28 человек.
Вопрос №3.
Какие вы знаете
суффиксы с уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом речи?
Самые распространенные
суффиксы это –чик и –чк.
Их знают все учащиеся.
Вопрос №4
Какие вы знаете слова с
уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи?
На этот вопрос ответили
29 из 30 человек. Самые распространенные слова это зайчик и домик
Вопрос №5
От кого вы чаще всего
слышите эти слова?
Самый распространенный
ответ: от родителей.
Вопрос №6
Употребляют ли эти
слова члены вашей семьи? Какие?
Все опрошенный ответили
положительно, самые распространенные :
сестренка, братик
АНАЛИЗ СКАЗОК!!!!!!!!!
Вывод
Список литературы
2.
Основные языковые средства выражения оценочного
значения (на примере политических речей Отто фон Бисмарка)
http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/26/1845/
http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/26/1845/
3.
Эмоционольно-оценочное слово
4.
Википедия
Комментариев нет:
Отправить комментарий