26 сент. 2016 г.

Моу «Гимназия «Дмитров»»











Русский Язык
Слова с уменьшительно-ласкательным оценочным характером









Работу выполнил ученик 7»А» класса
Шишанов Руслан Витальевич
Руководитель: Шубенкина Рита Вячеславовна
2015-2016

Актуальность
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что оно посвящено рассмотрению весьма важного фрагмента лексической системы русского языка – лексике с оценочным компонентом значения, представляющей собой отдельную подсистему. Оценочно маркированные номинации связаны прежде всего с Человеком, с обществом, с человеческой деятельностью, приобретают для него практическую и символическую значимость.
Цели и задачи
Цель моей работы – дать полное и разностороннее описание лексики с оценочным компонентом значения в системе языка, определить место ОЛСЕ среди разноуровневых средств выражения оценки.
Задачи:
·        Выявить возможные языковые средства выражения лексики.
·        Предложить (по возможности ) полную классификацию ОЛСЕ.
·        Дать описание способов выражения  оценки средствами морфемики.
·        Выявить социальные факторы реализации ЛСЕ.
·        Провести исследование по знанию ОЛСЕ у подростков/взрослых людей: опрос в 7-х и 8-х классах,
              анализ сказок учащихся 5 класса (ныне 7) на предмет
              частоты использования ОЛСЕ в письменной речи.                    










Содержание























Оценочная деятельность как способ выражения говорящим своего отношения к реалиям окружающей его действительности рассматривается в научной литературе как важнейший аспект коммуникативной деятельности человека, оценка является чрезвычайно значимым прагматическим сигналом, который во многом организует структуру речевого акта. Оценка – важнейший компонент когнитивных процессов, во многих случаях именно оценочная квалификация завершает познание новой реалии действительности и включение ее в сферу жизненных интересов человека.

Выражение   оценки   с  помощью   лексического   значения   слова   является языковой универсалией, одной из существенных характеристик лексико-семантической системы русского языка. Конфигурация лексико-семантических  групп слов с оценочным  компонентом  значения  в системе языка является этнически специфичной, отражает особенности национального образа мира носителей языка, обусловленные во многом условиями жизни и историческим опытом народа. Оценочный компонент содержат лишь те лексемы, которые способны выражать отношение человека к тому или иному лицу, предмету, качеству, действию; способны содержать сравнение с нормой, с реалиями действительности,  признаваемыми носителями языка в качестве образцовых.

Оценочный компонент могут включать (или содержать потенциально) слова практически всех частей речи. Прежде всего это слова именующие: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Выражая эмоциональное субъективное отношение говорящего к предмету речи или ситуации, в специфической форме оценку содержат также слова собственно квалифицирующие (междометия, некоторые частицы). Слова со связующей функцией (союзы, предлоги) способны участвовать в создании оценочной прагматики высказывания в тесном взаимодействии с его синтаксической организацией. Что касается указующих слов (местоимений, местоименных наречий), то они могут обладать потенциальной оценкой, которая в определенной степени обусловливается спецификой национального менталитета.
Слова разных частей речи обладают спецификой в отражении тех или иных фрагментов окружающей действительности, например:
1.     существительные дают наиболее подробную оценочную квалификацию лиц, совокупностей лиц, абстрактных понятий;
2.     глаголы характеризуют социально значимые действия и поступки человека.
Детальное оценочное описание внешности человека, а также произведений искусства возможно только с использованием прилагательных.
Выражение оценочного, экспрессивного значения представлено в русском языке средствами лексического уровня языка в тесном взаимодействии с единицами морфемного и морфологического уровней. Обусловленность богатства  лексической  системы  русского  языка  разнообразием  и  сложностью его грамматики и морфемики отмечает А.П. Евгеньева: «Русский язык принадлежит к языкам с богатой и сложной морфологической структурой».
Категория оценки – очень сложная языковая категория, поскольку она связана не только с семантикой, но и с языковой прагматикой, с организацией модальности высказывания. Слова с оценочным компонентом значения выполняют в речи важную функцию. В процессе конкретного речевого акта говорящий, используя слово с оценочным компонентом значения, направляет адресату скрытый императив «отнесись хорошо» или «отнесись плохо» к объекту, названному данным словом.


Способы выражения в лексике
Рассматривая оценку с точки зрения языка, все компоненты ее структуры можно разделить на обязательные и факультативные. Главными элементами оценки являются ее субъект, объект, а также сам оценочный термин. Субъект оценки, обозначающий лицо или социум, с точки зрения которого дается оценка, может быть выражен как эксплицитно, так и имплицитно. Объект оценки – это лицо, предмет или событие, к которым относится оценка. Кроме того, в структуру оценки имплицитно входят шкала оценок и стереотипы, на которые ориентирована оценка.
Оценочные средства обнаруживаются на всех уровнях языка. Оценочный компонент значения языковой единицы может быть обусловлен ее лексико-семантическими свойствами, принадлежностью к тому или иному функциональному стилю и употреблением в определенном контексте. Самыми распространенными являются лексические оценочные средства




В нашей речи существует очень много языковых способов выражения, в этой таблице представлено большинство из них:
Языковое средство

Характеристика приёма
Примеры
Аллегория
Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ
Где льва сразив, почил орел России мощной
(А. Пушкин)
Гипербола
преувеличение
шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Ирония
Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому
                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)
Лексический повтор
Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Литота
 преуменьшение
"мальчик с пальчик"
Метафора
Переносное значение слова, основанное на сходстве
Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
Метонимия
Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Окказионализмы
Индивидуальные авторские словообразования
...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Олицетворение
Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)
Перифраз
Замена слова описательным оборотом
"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)
Сарказм
Едкая насмешка
Сарказмом насыщены произведения Свифта,
Синекдоха
Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного
Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)
Сравнение
Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак
Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовски)
Эпитет
Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.Некрасов)


Но не все из этих способов выражения можно отнести лексике с оценочным компонентом. Из выше представленных  к уменьшительно-ласкательным   словам  в речи можно отнести Литоту и Эпитет, которые являются средствами выразительности.  Это словесные способы   выражения уменьшительно-ласкательного оценочного компонента в речи.
Помимо словесных средств так же существуют и морфемные способы выражения этого компонента в речи. К ним относятся суффиксы уменьшительно-ласкательных слов. Вот несколько из них:
1.     ошк — образует уменьшительно-ласкательную форму предмета

2.     ушк— образует уменьшительно-ласкательную форму предмета

3.     ц — вместе с "ь" образует уменьшительно-ласкательную форму предмета

4.     чик — образует уменьшительно-ласкательную форму предмета 

5.     ышк — образует уменьшительно-ласкательную форму предмета

6.     юшк — образует уменьшительно-ласкательную форму предмета и имён собственных
В итоге мы знает два способа уменьшительно-ласкательного оценочного компонента в речи:
1.     Языковые – с помощью слов и языковых средств в речи.
2.     Морфемные – с помощью различных морфем( в большинстве суффиксов).
Все эти слова обычно обозначают похвалу или ласковое обращение.
Классификация УЛСЕ
С помощью уменьшительно-ласкательных слов мы можем оценивать и давать характеристику разным вещам, например:
1) характеристику морально-этических, психологических, волевых качеств человека( его знание чего-либо, как он себя ведет, добрый он или злой).
2) характеристику поступков и важнейших видов деятельности человека (интеллектуальной(умный ли он), речевой(разговорчивый ли он), физической(сильный ли он)).
3) характеристику социального аспекта жизни человека, его взаимоотношений с другими людьми(общительный ли он).
4) характеристику мировоззренческих постулатов человека, его ориентации в пространстве природного и социального мира.
5) характеристику внешнего облика человека, его физических и физиологических особенностей.
6) характеристику явлений и предметов в мире окружающей человека природы.
7) характеристику вещей, предметов, созданных руками человека.
И так, в русском языке достаточно много можно выразить казалось было небольшой группе слов – УЛСЕ. Но ими мы можем выразить только какое-то состояние в ХОРОШЕЙ форме, слова типа УЛСЕ в большинстве случаев не могут быть негативными, так как они выражают уменьшительно-ласкательное значение.
В каких ситуациях мы используем УЛСЕ
С помощью слов с уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи мы обычно оцениваем что-либо, то есть характеризуем какой-то предмет или вещью. А это значит,  что мы можем использовать УЛСЕ только в узких ситуациях.
Одна из самых распространённых ситуаций это, когда мы хотим похвалить другого человека за работу.
Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи используют близкие нам люди:
1.     Учителя за ответ у доски или подготовленние домашней или иной работы.
2.     Наши родители, когда хвалят нас за какую-ту хорошую работу, за хорошие оценки и так далее.
Для этих ситуаций самые распространёнными словами похвалы являются  молодец, умничка.







Практическая часть
Я провел опрос среди учащихся 7 и 8 классов по знанию ОЛСЕ. Я задал  6 вопросов.
Вопрос №1.
Что такое слова с уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи?
На этот вопрос ответило 26 человек из 30 опрошенных. Правильный ответ дали 15 человек.
Вопрос №2.
Нужны ли нам эти слова?
На этот вопрос ответили 30 из 30 человек. Подтвердили значимость этих слов 28 человек.
Вопрос №3.
Какие вы знаете суффиксы с уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом речи?
Самые распространенные суффиксы это –чик  и –чк. Их знают все учащиеся.
Вопрос №4
Какие вы знаете слова с уменьшительно-ласкательным оценочным компонентом в речи?
На этот вопрос ответили 29 из 30 человек. Самые распространенные слова это зайчик и домик
Вопрос №5
От кого вы чаще всего слышите эти слова?
Самый распространенный ответ: от родителей.
Вопрос №6
Употребляют ли эти слова члены вашей семьи? Какие?
Все опрошенный ответили положительно, самые распространенные  : сестренка, братик
АНАЛИЗ СКАЗОК!!!!!!!!!
Вывод






















Список литературы
1.     Уменьшительно-ласкательные слова http://www.kleo.ru/items/about_you/prozvishya.shtml
2.    Основные языковые средства выражения оценочного значения (на примере политических речей Отто фон Бисмарка)
http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/26/1845/
3.   Эмоционольно-оценочное слово
4.   Википедия


Комментариев нет:

Отправить комментарий