26 сент. 2016 г.

МОУ «гимназия «Дмитров»»
Школьная конференция практических работ учащихся «Перспективный проект»







Литература
«Домострой в литературе и юриспруденции»








Работу выполнила Ловкова Кристина Дмитриевна
7 «А» класс
Научный руководитель учитель русского языка
и литературы Шубенкина Рита Вяччеславовна


г.Дмитров
2016г.
Содержание
2. Основная часть:
3. Теоретическая глава
3.1. Обобщающие произведения в 16 веке 5
3.4 Домострой как феномен русского права. 13
4. Практическая глава
4.1.
5. Заключение. 23
6. Список литературы.. 25
7. Приложения. 26





















Введение
Цель работы: Изучить «Домострой» как памятник в литературе и юриспруденции
Задачи:
  1. Изучить, что в себя включает Домострой.
  2. Понять какое влияние оказывает Домострой на семью и людей.
  3. Повести опрос в классе
  4. Подготовиться к защите
Понятие Домострой формировалось на протяжении большого периода времени. В разных словарях понятие Домострой описано по-разному, но содержит единое понимание, что это свод правил.
Значение слова Домострой по Ожегову: Домострой - Патриархально-суровый и косный семейный быт.
Домострой в Энциклопедическом словаре: Домострой - памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составлен при участии священника. 
Впервые опубликован Д. П. Голохвастовым в 1849 (“Временник Общества истории и древностей российских”, кн. 1)
«Домострой» - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого Новгородского боярства и купечества. Его рождению предшествовал длительный период складывания текста на основе самых разных источников, в том числе и связанных с византийской традицией. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.). «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками. Таким образом, в широком смысле «Домострой» впитал в себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу.
Основная ценность «Домостроя» сегодня: с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVI вв.
Текст «Домостроя», как уже сказано, составлялся постепенно, из разных источников, во многих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали нравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна Златоусова. Потом составляли из них сборники, известные под разными названиями, сменявшими друг друга: «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Измарагд», по-гречески «смарагд», то есть изумруд. Сжатое изложение этих «слов», наиболее интересных, и составило первую часть Домостроя. Большинство изречений и советов, собранных здесь, не только не являются русскими по форме, они вообще выражают не свойственный русской среде дух «монашеского православия». Именно из этих поучений вышли некоторые мотивы «Домостроя», осуждаемые сегодня: унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов, связанный с отношением к женщине, как бы отталкивался от ветхозаветных текстов, отцы церкви в своей преувеличенной стыдливости давали одностороннюю характеристику женщине. Совсем иначе «Домострой», там, где уже не наблюдается прямой связи с патриархальным укладом, расширяет функции «жены», и социальные и гражданские, как хозяйки дома, равноправной с господарем личности, подотчетной только ему.
Однозначно, как памятник литературы «Домострой» складывался постепенно, однако, предположительно, в настоящем своем виде был составлен известным деятелем XVI века, близким сотрудником молодого Ивана IV, протопопом Сильвестром ( он, вероятно, и назвал книгу «Домостроем», что представляет собою перевод греческого термина – пйкпнпмйб). Сильвестр — выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 г. стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле. Он участвовал в подготовке и проведении государственных и культурных реформ того времени, в том числе в составлении и редактировании таких важных памятников. «Домострой» «сильвестровской редакции» — основное произведение писателя; он отредактировал и отчасти дополнил ходивший в списках новгородский сборник аналогичного содержания.
«Домострой», со своим нарочито прикладным характером поучений, наказов, советов, избавлен от казуистических оборотов церемониального, субтильного толка. Характер изложения его нарочито прост, даже в исправлении религиозных обрядов и молитв находит естественный и практический смысл, где жизнь рассматривается, как поток, исход которой в Царство Божие определенно смыкается с настоящим бытом, человеческими взаимоотношениями в семье и обществе.
С «Домостроем» в истории русской культуры связаны многие легенды и мифы – верный признак значительности и значимости этого памятника национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы – его восприятие, но – восприятие нашего времени.
«Домострой» в момент своего сложения является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто «экономия» (таково точное значение кальки – слова «домострой»), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляет население Дома. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни – и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни.
Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих – с подданным, которые отражены в «Домострое»: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как естественная потребность личности, живущей в жестоком мире средневековья.
Обобщающие произведения в XVI веке
Как и другие памятники XVI века, «Домострой» опирался на более раннюю литературную традицию. К этой традиции относился, например, такой выдающийся памятник Киевской Руси, как «Поучение Владимира Мономаха». На Руси издавна бытовали проповеднические сборники, состоящие из отдельных поучений и замечаний по вопросам повседневного жизненного обихода. Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера.
XVI век — время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. В этот период продолжает развиваться русская архитектура, живопись, возникает книгопечатание. Вместе с тем XVI век был временем жесткой централизации культуры и литературы — разнообразные летописные своды сменяет единая общерусская летопись.
В 1551г. в Москве происходил церковный собор, постановления которого были изданы в особой книге, состоящей из царских вопросов и соборных ответов на эти вопросы; всего в этой книге было 100 глав. Отсюда и название этой книги и самого собора, ее выпустившего. Стоглавый собор утвердил сложившийся на Руси церковный культ как незыблемый и окончательный (установления «Стоглава» сыграли потом важную роль во время церковного раскола XVII века). С официальной идеологической политикой Ивана Грозного в период Стоглавого собора был связан ряд обобщающих литературных мероприятий XVI века. К числу таких мероприятий относится составление выдающегося памятника письменности «Великие Минеи Четий». Если «Домострой» предлагал систему норм внутренней, домашней жизни, то «Стоглав» содержал основные нормы церковного культа и обрядности на Руси, а «Великие Минеи Четий» определяли круг чтения русского человека. «Домострой» также находит аналогии в других обобщающих мероприятиях эпохи Грозного, таких как Судебник 1550 г., Степенная книга, Летописный свод Лицевой.
Домостроевский жанр свойствен большинству старых литератур и, восходя ко времени до настоящей эры, был популярен и в западноевропейском средневековье, причем даже попал там в печать не позднее XVI в. Но воздействие западноевропейского «Домостроя» на русский вполне допустимо и в XV—XVI вв., в виду сходства в соединении морали и хозяйства, что, например, мы видим как в нашем «Домострое», так и в итальяно-немецком, напечатанном в 1542 г.
Этот жанр имел разное оформление, являясь то в виде набора несвязанных афоризмов (например, в библейских книгах Притчей и Премудрости Иисуса Сирахова и Соломона или в Повести об Акире Премудром), то в виде завещаний и поучений отцов и воспитателей, между прочим, и правителей (например, византийских императоров Василия I, Константина Багрянородного и Алексея Комнина). Поучения эти разнообразны по сфере действия и по степени церковности (например, «святоотеческие» — Василия Великого юношам и т. д.). У испанских королей было в обычае составлять домострои в назидание своим детям. Таково, например, поучение короля Дон-Санчо. Инфант Дон-Хуан Мануэль составил несколько домостроев по разным предметам и с разными назначениями. Французский король Людовик Святой дал поучение своему сыну, которое потом вошло в повествовательно-назидательные сборники». Есть поучение «одного испанца своим дочерям XIV века». «Для домашнего хозяйства особенно славилась Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г.: «это вместе поваренная книга, домашний лечебник и энциклопедический сборник по естественным наукам».
Композиционное построение «Домостроя»
Первая редакция «Домостроя» (краткая по содержанию, близкая к предполагаемому новгородскому сборнику) была составлена еще до середины XVI века. Уже в этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, как оригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы «классический» (в современном понимании) образец «Домостроя», и возникла в середине XVI в. под руководством Сильвестра. Третья редакция, была составлена игуменом Карионом (Истомином) в семнадцатом веке. Эта редакция объединила несколько существовавших на тот момент вариантов «Домостроя».
Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русским языком почти без влияния шаблонной славянской стихии. Эти статьи не содержат сложного сюжета, и потому народная русская речь их проста, но при всем том она не страдает скудостью лексики, точна в выборе слов, деловито лаконична, а местами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»).
Местами в «Домострое» употребляется и прямая речь разговора; например, в гостях рекомендуется не сплетничать: «и спросят о чем про кого иногда и учнут пытати, ино отвещати: не ведаю аз ничего того, и не слыхала и не знаю, и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княинях, ни о боярынях, ни о суседах не пересужаю»; рекомендация посланному на чужое подворье: «а по двору идешь, и кто спросит, каким делом идешь, ино того не сказывати, а отвечать: не к тебе аз послан, к кому аз послан, с тем то и говорить» 1
Во всех своих редакциях «Домострой» делится на три основные части: первая — о том, «како веровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царя чтити»; вторая — «о мирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и с домочадцы»; третья — «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. К основному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена 64-я глава — послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание «Домостроя»:
1. Наказание от отца к сыну
2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им
3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни
4. Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную
5. Како святительскии чин почитати, тако же и священническии чин и мнишескии
6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна
7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати
8. Како дом свои украсити святыми образы дом чист имети
9. Како к церквам Божиим и в монастыри с приношением приходити
10. Како священников и иноков в дом свои призывати молитися
11. Како кормити приходящих в дому з благодарением
12. Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися
13. Како в церкви мужу и жене молитися чистота хранити и всякого зла не творити
14. Како чтити детем отцов своих духовных и повиноватися им
15. Како детеи своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
16. Како чад воспитати с наделком замужь выдати
17. Како дети учити и страхом спасати
18. Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем
19. Како всякому человеку рукодельничати и всякое дело делати благословяся
20. Похвала женам
21. Наказ мужу и жене и людем и детем како лепо быти им
22. Каковы люди дерьжать и как о них промышлять во всяком учении, и в божественых заповедеи, и в домовном строении
23. Како врачеватися християном о болезни и от всяких скорбеи
24. О неправедном житии
25. О праведном житии аще кто по бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити
26. Како жити человеку сметя свои живот
27. Аще кто не разсудя себя живет
28. Аще кто слуг держит без строя
29. Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свои добре строити, и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать
30. Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи
31. Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи
32. Всякая порядня домашняя держати
33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении и строении
34. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и з гостьями что беседавати
35. Слуг наказывати как в люди посылать с чим
36. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии, и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы как их наказывати грозою и жену тако же, и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем
37. Как платья всякое жене носити и устроити
38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто
39. Аще муж сам не учит, ино суд от Бога приимет аще сам творит и жену и домочатцов учит, милость от Бога приимет
40. Самому государю или кому прикажет годовои запас, и всякои товар купити
41. Себе на обиход купити всякои товар заморскои, и из далных земель
42. О том же коли что купить у кого сел нет и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати в год и дома животина водити всякая, и ества и питие держати всегды
43. А толко мужь припасет в год всякого запасу и постного, и тому, устрои
44. О запаснои прибыли впередь
45. Огород и сад как водить
46. Как человеку запасное питие держать про себя и про гость, и как устроити то при людех
47. Тому же пивовареннои наказ как пиво варить и кака мед сытити и вино курити
48. У поваров и у хлебников и везде всякои порядни ключнику дозират
49. Мужу з женою советовати, как ключнику приказати о столовом обиходе о поварне и о хлебне
50. Ключнику приказ как пир лучится
51. Наказ от государя ключнику как ества постная и мясная варить и кормить семья, в мясоед и в пост
52. В житницах и в закромех о береженьи
53. В сушиле тако же смотрити
54. В погребе и на леднике всего беречи
55. А в клетех и в подклетех, и в онбарех, устроити всякая порядня ключнику по государеву наказу
56. В сенницах сено и в конюшнях лошади, и на дворе и дровянои запас устроити и всякая животина
57. В поварнях и в хлебнях, и в деловых избах устроити деланое
58. На погребех и на ледникех, и в житницах, и в сушилех и в онбарех и в конюшнях часто государю смотрити
59. С слугами государю сметяся во всем по тому их жаловати
60. О торговых и о лавочных людех, по тому же счет с ними часто держати
61. Как двор строити или лавка или деревня или анъбар
62. Как дворовое тягло плотит с лавки позем или з деревни подать и должником долг всякои платить
63. Указ ключнику как держать на погребе всякои запас просолнои и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и в ведерцах мясо рыба копуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузьди
Разумеется, «Домострой» писался не как художественное произведение, но время поставило его в один ряд с литературными памятниками Древней Руси.
Все части «Домостроя» отражают опыт семейной и хозяйственной жизни крупного домашнего хозяйства XV-XVI вв. Однако за этим стоит многовековый опыт частной жизни русских людей, оттесненных набегами язычников на крайний север славянского мира.
«Домострой» — входит в число энциклопедических сочинений сер. XVI в. Текст состоит из советов по духовному, «мирскому» и «домовному» «строению». Среди источников этого скрупулезного предписания норм поведения человека Древней Руси — «Стословец» Геннадия, Пролог, учительные сборники, монастырские уставы. Послание самого Сильвестра показывает его человеком образованным, обнаруживает знакомство с древней историей.
Но композиция древнерусского «Домостроя» не исчерпывается воздействием монастырских или церковных уставов и учительным материалом проповеднических сборников. Многие его главы-статьи, практически нормирующие быт, восходят к каким-то чисто деловым хозяйственным сочинениям или к наблюдениям, которые основаны на реальной действительности. Здесь нечего искать специальных интересов феодальной бюрократии. Государство представляется в виде соединения семейных очагов, замкнутых «подворий», из которых каждое повторяет монархическую систему управления. Судя по мелочно разработанным наставлениям, хозяйство каждого подворья, представляемое крупным и «запасистым», ведется с расчетом только на свои силы, необыкновенно скопидомно. Хозяйственное общение с соседями и вообще с внешним миром совершается через займы по необходимости и через торговлю. Все эти подворья объединяются государственно абсолютным повиновением царской власти и церкви. Социальная разобщенность, строй семейного рабства и «кулацкий» цинизм скопидомства, возведенные «Домостроем» в теорию, представляют собою концентрацию признаков русского средневековья, выраженную возникающей буржуазией. В своеобразном противоречии с таким содержанием «Домостроя» находится его литературное оформление, особенно в главах, наиболее реалистичных. Каковы бы ни были теоретические предписания, куда бы они ни клонились, картины живой жизни, проглядывающие в «Домострое», являются единственными в своем роде просветами в реальность, не застланными условным шаблоном средневековой литературы.
В «Домострое» и подобных ему энциклопедиях по домостроительству проявилось свойственное древности отношение к книге как модели мироздания; энциклопедия, включавшая сумму знаний об определенной жизненной сфере, была реализацией символа «книга — космос». Вместе с тем неверно было бы отрывать древнерусскую энциклопедию семейного быта от национальной почвы; «Домострой» содержит драгоценные сведения о той области жизни, которая в силу этикетности средневековой культуры не отразилась в других источниках; по той же причине приписываемое Сильвестру сочинение — ценнейший документ для истории русского языка.
Дидактичность «Домоcтроя» четко задана указанием в самом тексте: жить следует так, «как в сѣи памяти писано». В соответствии со значением в древнерусском языке слова память, это одновременно и «воспоминание об отческих традициях», и «понимание» современной автору ситуации, и «напоминание-наставление» для будущих поколений.
Значение «Домостроя» в жизни общества
Неопределенность и некая многозначность содержания «Домостроя» объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой литературы памятника нравоучительной литературы. Нравоучительной – а это, прежде всего, значит, что повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения и прорывается в текст только вместе с народной речью, да и то лишь в виде исключения. Это значит также, что каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом – тексты Священного Писания, но не только его. «Домострой» отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы. Характер изложения нацелен в «Домострое» прежде всего на подачу информации, обычно посредством тех же истин Писания, под оценивающим углом которых рассматривались все вообще проявление жизни, масштабом которого они измерялись и в котором видели образцы.
Начинается текст отнюдь не с хозяйственных рекомендаций, а с общей картины общественных отношений. Прежде всего, нужно беспрекословно подчиняться властям, ибо тот, кто противится их воле, противится Богу.
Особую честь следует воздавать царю: ему нужно служить верой и правдой, повиноваться и молиться о его здравии. Более того, из службы царю вытекает почитание Бога: если служить и почитать земного владыку, станешь так же относиться и к небесному, который вечен и, в отличие от царя, всемогущ и всезнающ. Только после этих общих рекомендаций автор обращается к семейному устройству и хозяйственной деятельности.
Адресат «Домостроя» — зажиточный горожанин, рачительный хозяин, сам непосредственно участвующий в хозяйственной деятельности, в которой ему помогает жена. Хозяин руководит всем, имея в своем распоряжении штат слуг (упоминаются, например, ключник, повар, мастера с учениками и слуги, торгующие в хозяйских лавках). «Государыня» ведает целым штатом слуг и мастериц. Дети домохозяина должны с раннего возраста обучаться «рукоделию» и, следовательно, быть готовыми к продолжению деятельности родителей. Дворовые люди получают жалование (не только деньгами, но и платьем, лошадьми и др.); применяется и труд «рабов» и «рабынь», т. е. холопов. Отношения со слугами также отчетливо регламентируются. Хозяева должны быть милостивы к слугам, чтобы те радели о добре господ и трудились охотно, без принуждения. Со своей стороны, слуга должен был довольствоваться своим положением. Главное, чтобы он «сыт был бы государевым жалованием да одет или своим рукоделием». Господин должен обучать слуг «рукоделию», ибо работник, не умеющий выполнять хозяйственные работы и не владеющий каким-нибудь ремеслом непременно принесет убытки.
Все основные предметы своего обихода адресат Сильвестра покупает на рынке, ведя обширную торговлю. В связи с этим особое внимание автор обращает на то, что торговые дела должны вестись в соответствии с имущественным положением. Жажда стяжания сочетается с мелочной скаредностью. Сильвестр поучает, что «остатки и обрезки» тканей обязательно пригодятся в домашнем хозяйстве. Изготовленную одежду надо бережно носить, различая «все дневное» и «лучшее» платье. Мелочный надзор господского ока охватывал все стороны хозяйства, даже если в распоряжении хозяина был специальный ключник, непосредственно ведавший всеми хозяйскими делами.
Быт, каким он предстает со страниц «Домостроя», достаточно строг и суров, но эта строгость — не самоцель, а способ достижения вполне определенной цели: телесные наказания способствуют духовному оздоровлению и воспитывают в молодых людях благонравие, почтение к старшим.
«Домострой» также предостерегает против опасных сношений с внешним миром, проповедует строжайшее сохранение всех домашних тайн. Умеренность и осторожность предписывается во всем, в частности, в телесных наказаниях: провинившуюся перед мужем жену рекомендуется «плеткою вежливенько побить, за руки держа, а гнев бы не был, а люди бы то не ведали и не слыхали»
Вместе с тем, самая характерная черта «Домостроя» — это заботливость о слабых, низших, подчиненных и любовь к ним, не теоретическая, не лицемерная, а чуждая риторики и педантства, простая, сердечная, истинно христианская. «Как следует свою душу любить,- поучает он, — так следует кормить слуг своих и всяких бедных. Пусть хозяин и хозяйка всегда наблюдают и расспрашивают своих слуг и подчиненных об их нуждах, о еде и питье, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке, об обиде и болезни; следует помышлять о них, пещись сколько Бог поможет, от всей души, все равно как о своих родных».
«Домострой» является самым «обытовленным» памятником древнерусской литературы, редко склонявшейся к бытовой конкретности. Особенно насыщена этой конкретностью третья часть произведения, посвященная правильному ведению домашнего хозяйства: «А сеницах бы было сено усътроено и не разрыто и не разволочено по леснице и по крыльцу и по двору не растаскано и всегда бы было обрано и подметено и в ногах и в грязи не затоптано, и не накапало бы, и не навъяло и не гнило, замкнуто а солома по тому же бы была в кровле, и прикладено и обрано и очищено…».Здесь намечается некоторое противоречие: наставление, носящее религиозный, христианский характер, имеет своей главной целью научить именно бытовой, житейской мудрости, причем такие христианские добродетели, как терпение, кротость, милосердие, рассматриваются автором как средства для приобретения выгод житейских: вслед за предписанием правильных, с точки зрения морали, поступков. Сильвестр сразу указывает на материальную выгоду, исходящую от этих поступков. Это можно объяснить тем, что во времена создания «Домостроя» главенствовал не дух христианской заповеди, а ее форма.
Можно с уверенностью утверждать, что ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, со степенью достоверности «Домостроя». Это и дает повод называть «Домострой» «поваренной книгой» «русского быта».
Этика «Домостроя» построена не на запретах Нагорной проповеди, она обращается к чувству стыда, которое при умелом воспитании может породить в человеке множество добродетелей в нравственных, социальных и идеальных (религиозных) их ипостасях. Стыд развивается в совесть, в чувство собственного достоинства (честь), в аспектизм. Жалость порождает альтруизм, справедливость и милосердие – с теми же степенями повышения качества, что зависит уже от возраста, положения в обществе и личных способностях человека. Кругами от этих добродетелей идут производные: великодушие, бескорыстие, терпеливость, щедрость, терпимость, правда…
 «Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и уразумеваю единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя, утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкой работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Такие поучения давал отец сыну, который вступал в законный брак. Семья сына должна строго следовать законам данного писания и благополучие в семье зависело от того, как все домочадцы соблюдают правило морали: «Если ж писание моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я вас на благополучную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам».
Сопоставление церковных учений средневековья с духовным регламентом «Домостроя» дает своеобразный масштаб для суждений о смысле самого «Домостроя» — это не вероучение, а практический минимум нравственной жизни, который не связан с богословской стороной религии. Важна идея живого примера, наглядного образца как формы воспитания в семье молодых ее членов и слуг. Таким способом в XVI в. создавалась искомая целостность всего воспитательного комплекса наставлений, призванная «выбивать автоматическую совесть» из воспитуемого.
Домострой как феномен русского права.

В 50-е г. XVI в Русском государстве укреплялись законодательные основы всех сфер общественно-политической жизни.
Домострой как первый источник семейного права. «Домострой» имел цель научить каждого человека «благо – рассудливому и порядливому житию» и был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом наставлении ещё много пунктов связанных с церковью, но в них содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось, что сводом изложенных правил поведения, должен был руководствоваться каждый гражданин страны. На первом месте в нём ставиться задача нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место выносилась задача обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и на третьем месте стояло обучение грамоте, книжным наукам.
Таким образом, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.
В «Сильвестровской» редакции на примере семейных отношений и описывается подобная модель государственного организма, увенчанного самодержавной властью «государя» (характерно и употребление слова государь одновременно в отношении и к государственному и к семейному владыке без различения их функций) и сложными отношениями к нему со стороны других членов «дома», основанными не только на силе, но еще и на законе и на чувстве долга. Идеологически такая модель была более характерной для московского, а не новгородского быта. Вообще нужно сказать, что, хотя «Домострой» и рисует «образцовый дом», этот «дом» не является хозяйством безликим и в понятии «усредненным»; его нельзя связать с любым хозяином Московской Руси, он был таким не для всякого мужика. Социальное расслоение в русском обществе достигло уже той степени, когда только действительный «государь» и мог стать «владыкой дому». Но тем и интересен «Домострой», который тщательно выписывает для нас средневековый быт в конкретно-историческом его проявлении: уже не в условиях общинного равенства или жизни в городской коммуне, но еще и — не гнет крепостничества.
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
У городского (посадского) населения семьи были не большие и состояли обычно из двух поколений – родители и дети. Семьи служилых людей были, как правило, малыми, так как сын, достигнув 15 лет, должен был «служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину». Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.
С введением православия браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный свадебный обряд – «веселие» сохранился на Руси ещё примерно в течение шести-семи веков.
Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод – «распуст» разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае её измены, причём к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (сXVI века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.
Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Четвёртый брак категорически запрещался.
Новорожденного ребёнка надлежало крестить в церкви на восьмой день после рождения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребёнка, умершего некрещеным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд после крещения – «постриги» - производился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крёстные родители) выстригали у ребёнка прядь волос и дарили рубль. После пострижек каждый год праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого человек был назван (позже стал называться «день ангела»), а не день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.
В эпоху средневековья в семье была чрезвычайно велика роль её главы. Он представлял семью в целом во всех её внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже – в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из её членов. Это касалось и личной жизни детей, которых отец мог женить или выдать замуж против их воли. Церковь порицала его только в том случае, если он при этом доводил их до самоубийства.
Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических.
Важной частью «Домостроя» - энциклопедии русского быта XVI века является раздел «о мирском строении, как жить с жёнами, детьми и домочадцами». Как царь является безраздельным владыкой своих подданных, так муж является господином своей семьи.
Он несёт ответственность перед богом и государством за семью, за воспитание детей – верных слуг государства. Поэтому первейшая обязанность мужчины – главы семьи – воспитание сыновей. Чтобы воспитывать их послушными и преданными «Домострой» рекомендует один метод – палку. «Домострой» прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитанных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.
В «Домострое» в 21 главе под названием «Как детей учить и страхом спасать» содержаться следующие наставления: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдёшь в них покой и благословение. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по рёбрам его, пока он растёт, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».
Таким образом, необходимо с раннего детства воспитывать детей в «страхе божием». Поэтому следует их наказывать: «Не наказанные дети от бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от людей продажа и сромота». Глава дома должен учить жену и своих слуг, каким образом надо наводить дома порядок: «и увидит муж, что непорядливо у жены и слуг, ино умел бы свою жену наказать всяким рассуждением и учить А только, если велика вина и кручиновато дело, и за великое страшное ослушание и небрежение, ино плёткою вежливенько побить за руки держа по вине смотря, да получив примолвити, а гнев бы не был, а люди бы того не ведали и не слышали».
ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ
В «Домострое» женщина, предстаёт во всём послушной своему мужу.
Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалась недостойной, чтоб с нею вместе есть. По законам приличия, порождённым византийским аскетизмом и глубокую татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор.
Внутриусадебный семейный быт средневековой Руси долгое время был сравнительно замкнутым. Русская женщина была постоянно невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Однако простые женщины – крестьянки, посадские – вовсе не вели затворнический образ жизни. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.
У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах было, чтобы юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично её согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.
В «Домострое» есть следующие указания, как надо воспитывать дочерей: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё детство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё».
Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.
При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, когда её передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства. Ревнивый муж приставлял к ней шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему всё в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым её движением и обо всём передавали мужу.
Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Но не во всех семьях такая роль была у женщин. Во многих домах на хозяйке лежало много обязанностей.
Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже.
При такой деятельной жене муж ни о чём не заботился по домашнему хозяйству; «жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушала к себе уважение».
При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой как челядь кормить в какой день: в мясоед – хлеб решетный, щида каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя её, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья
По воскресеньям и праздникам к обеду пироги густые каши или овощи, или селёдочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлёт» .
Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи: «рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками (для чего) отмерить пряжи и шёлка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки» .
Одна из важных обязанностей мужа – «поучати» свою жену, которая должна вести всё домашнее хозяйство и воспитывать дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняются мужчине.
Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, вплоть до того, о чём она может вести разговоры. Регламентируется «Домостроем» и система наказаний.
Нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря» .
ТРУД В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Русский человек эпохи средневековья непрерывно занят мыслями о своём хозяйстве: «Всякому человеку, богату и убогу, ве – лику и малу, рассудити себя и сметити, по промыслу и по добытку и по своему имению, а приказному человеку, сметя себя по государскому жалованью и по доходу, и таков двор себе держати и всякое стяжание и всякий запас, по тому и люди держати и всякий обиход; по тому и ести и питии и с людьми сходитися с добрыми».
Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие или ремесло, по «Домострою», следует исполнять приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего – святым образам поклониться в землю – с тем и начать всякое дело.
Отношение русских людей к труду как добродетели, как к нравственному деянию отражается в «Домострое». Создаётся настоящий идеал трудовой жизни русского человека – крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу слуг). Все в доме – и хозяева, и работники – должны трудиться, не покладая рук. Хозяйка, даже если у неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчёркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена должна быть «добрая, трудолюбивая и молчаливая». слуги – хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей».
НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ
Чтобы добиться праведного жития, человек должен следовать некоторым правилам.
В «Домострое» приведены такие характеристики и заветы: «Благоразумный отец, который торговлей кормиться – в городе или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь » (гл. 20), «любите отца своего и мать свою и старость их чтите и немощь и страдания всякое от всей души на себя возложите» (гл. 22), « следует молиться о своих прегрешениях и отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, иконах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницу, и за всех христиан» (гл. 12) .
В главе 25 «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает жить» «Домостроя» отражены нравственные правила, которым должны следовать русские люди эпохи средневековья: «Да самому тебе, господину, и жене, и детям и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело привить без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовью принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чём не повинен, за это от бога награду получишь» .
Глава 28 «О неправедной жизни» «Домостроя» содержит в себе следующие наставления: «А кто не по-божьи живёт, не по-христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую, и долгов не платит, а незнатного человека во всём изобидит, и кто по-соседски не добр или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя при власти накладывает тяжкие дани и разные незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посёк, или переловил всю рыбу в чужом садке, или борти, или перевесище и всякие ловчие угодья неправдою и насилием захватит и ограбит, или покрадёт, или уничтожит, или кого в чём ложно обвинит, или в чём обманет, или ни за что кого-то предаст, или в рабство неповинных лукавством или насилием охолопит, или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложно свидетельствует, или лошадь, и всякое животное, и всякое имущество , и села или сады, или дворы и всякие угодья силою отнимает, или задёшево в неволю купит, и во всяких непотребных делах: в блуде, в гневе, в злопамятстве, - сам господин или госпожа их творят, или дети их, или люди их, или крестьяне их - обязательно все вместе будут в аду, а на земле прокляты, ибо во всех тех делах недостойных хозяин такой богом не прощён и народом проклят, а обиженные им вопиют к богу» .
Вся «неправедная жизнь» наказуема. Судебник 1550 года содержит ряд статей, согласно которым иные составы преступлений являются наказуемыми по суду в рамках уголовного судопроизводства.
Статья 25 Судебника, «А который ищеа взыщет бою и грабежу, и ответчик скажет: бил, а не грабил, и ответчика в бою обвинити и бесчестие на нем взяти; а в пене, посмотря по человеку, что государь укажет; 249 а в грабеже суд и правда, а во всем не обвинити; а скажет, что грабил, а не бил, и на том грабеж доправити, хто скажет грабил; а в пене, посмотря по человеку, что государь укажет-249; а в бою суд и правда. А в ыных делех судити по тому ж: кто в чем скажется виноват, то на нем и взяты; а в пене что государь укажет, посмотря по человеку; а в достали суд и правда, крестное целование.»
Впервые в русском законодательстве содержится стремление разграничить два состава преступления: грабеж как открытое похищение вещи и разбой как хищение, связанное с насилием. При этом побои не теряют своего оскорбительного характера, почему за них и полагается бесчестие. Дела о грабеже возбуждались в порядке обвинительного процесса. Исход дела предрешало добровольное признание обвиняемого. Он мог признать обвинение целиком или частично. В непризнанной части прибегали к свидетельским показаниям. Что касается наказания, то, “закон еще не выработал твердых начал вменения, и оценку преступности деяния каждый раз предоставляет высшей власти”. Наказание определялось государем, посмотри по человеку, т. е. в зависимости от социальной принадлежности обвиняемого.
Статья 26 Судебника, «А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа250, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боарьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестна251; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестна; а торговым252 гостем болшим пятдесят рублев, а женам их вдвое против их бесчестна; а торговым людем и посадцким людем и253 всем середним бесчестна пять рублев, а женам их вдвое бесчестна против их бесчестна; а боярскому человеку доброму бесчестна пять рублев, опричь тиунов и довотчыков254, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику бесчестна против их доходу, а женам их вдвое; а крестианину пашенному и непашенному255 бесчестна рубль, а жене его бесчестна два рубля; а боярскому человеку молотчему256 или черному городцкому человеку молодчему-256 рубль бесчестна, а женам их бесчестна вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечью.»
Статья предусматривает ответственность за нанесение бесчестья в зависимости от сословие-классовой принадлежности лица. Штраф за бесчестье колеблется от рубля до пятидесяти. Сумма штрафа за бесчестие представителей господствующего класса феодалов зависела от занимаемого ими служебного положения и получаемого вознаграждения. Последнее могло состоять из корма, норма которого определялась в уставных грамотах для каждого уезда, или денежного жалования, получаемого за управление тем или иным городом и постепенно заменявшего корм541.
Особо выделялись дьяки полатные и дворцовые, сумму за бесчестье которых определял сам царь и великий князь.
Боярский человек молотчий приравнивался к черному городцскому и крестьянину пашенному и непашенному, т. е. черносошному, занимавшемуся земледелием, промыслом или торговлей. Сумма за их бесчестье определялась в один рубль. Таким образом, высшая категория холопов относилась к холопству лишь формально, а на деле она была значительно ближе к господствующему классу. Горожане хотя и были одной из активных сил, содействовавших политическому сплочению великорусской народности, но находились вне феодальной иерархии и упоминались вслед за боярами и княжескими слугами. Однако особое значение городской верхушки для развития товарно-денежного производства обусловило выплату гостям большим самого высокого штрафа — 50 рублей, а торговым и посадским людям, т. е. купцам и торгово-ремесленному населению, — 5 рублей. То, что гость в 50, а средний посадский человек в 5 раз “честнее” лучшего крестьянина свидетельствует, Во всех случаях штраф за бесчестье жены уплачивался вдвое против бесчестья ее мужа. Оскорбление действием могло дойти до причинения увечья. Закон определяет ответственность и за него, хотя и в наиболее общей форме.
Статья 86 Судебника, « А промеж сел ц деревень городити изгорода474, по половинам; а чьею изгородою475 учинитца протрава, ино тому платити, чьа изгорода476. А где отхожие пожни от сел и от деревень, и паженному государю не городитись, городит тот всю изгороду, чьа к пожни477 земля орамая пришла. А кто вытравит какой хлеб или пожню, и тот хлеб и пожню платити тому, чьа изгорода.»
Введена санкция за потраву скотом посева. Владелец скота обязан возместить причиненный ущерб тому, чья изгорода, т. е. собственнику посева.
Нравственный уклад жизни, являясь составляющей ежедневных забот, экономических и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о «хлебе насущном».
Достойные взаимоотношения между супругами в семье, уверенное будущее детей, благополучное положение стариков, уважительное отношение к власти, почитание духовных лиц, радение о соплеменниках и единоверцах есть непременное условие «спасения», успеха в жизни.





















Практическая часть
Я провела в классе опрос. В опросе участвовали … человек.










































Заключение
Создание «Стоглава», «Великих Миней Четий» и «Домостроя» в значительной степени имело своей целью взять под контроль развитие культуры и литературы. Мероприятия эти можно считать свидетельством начала нового литературного движения, противопоставлявшегося прежнему. На литературных памятниках, вне всякого сомнения, отразилось нравственное состояние общества, в котором происходила борьба между новым порядком вещей и остатками старины .
В «Домострое» отразилась вся жизнь Руси пятнадцатого - шестнадцатого веков со своими особенностями и противоречиями. Религия и быт, взаимоотношения между мужем и женой, воспитание детей, структура русского общества, разнообразные бытовые вещи - всё это и многие другие вопросы затрагиваются в нём.
В целом «Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практические советы по их претворению в жизнь.
По разному оценивается «Домострой». Общеизвестны отрицательные отзывы о нём философов - позитивистов и идеолога революционного народничества. Но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков намечается новая струя в оценке этой книги. "Сильвестр сделал попытку, значение которой не вполне осознано до сих пор. "Домострой" есть попытка создания грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций..." . Так считал известный философ и писатель Д. Андреев.
В наше время, разумеется, нельзя относиться к этому памятнику средневековья как к действующему своду правил: его миропонимание и практика отошли в вечность, и нет в современной России дома, где бы все описанные домостроевские нормы остались в быту. Но в первой половине XIX века, когда был опубликован текст «Домостроя», они еще жили, и не только у духовных лиц или в среде старообрядцев, но и в городском купечестве, и в зажиточном слое крестьянства. Вот почему интеллигенция того времени так ожесточенно реагировала на домостроевский быт, борясь со всяким проявлением отжившей, как тогда казалось, системы, отвергая вместе с тем и простые нравственные правила, и житейскую мудрость «Домостроя».
Для своего времени «Домострой» был авторитетным руководством и важным, регламентирующим жизнь текстом. В полном соответствии со средневековыми представлениями «Домострой» в законченном виде выстраивал иерархию основных организующих форм: государство — церковь — семья, с ведущим для такой иерархии принципом единения на основе воли, понимаемой как общественная польза. В этой жесткой иерархии и сам владыка оказывается не вполне свободным, он и сам просто обязан учить и наставлять всех окрест себя. Если же он не исполняет такой своей функции, его самого накажут — Бог, государь, «суседи» — насмешкой, судом, штрафом. Смысл жизни государя, таким образом, и заключается в «руководстве домом». Семья как школа подготовки к жизни в обществе при отсутствии еще организованного государственного образования; не индивидуальные склонности и способности человека, а общегражданские, прагматически сконцентрированные добродетели; не развитие моральных установлений, а утверждение традиции как всеобщей нормы для всех, — все это характерно для общественной атмосферы, породившей «Домострой».
В настоящее время «Домострой» является ценным источником сведений об обычаях, порядках и укладе жизни в XVI веке.






























Список использованных источников и литературы.
Орлов А.С. Домострой: Исследование. М., 1917
Колесов Д.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. М., 1997
Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., Лурье Я. С. и др. История русской литературы X — XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». Под ред. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1979, 462с.
Домострой /сост., вступ. Ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. Текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М.В. Пименовой. – М.: Сов.Россия, 1990, 304с.
Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО,2006, 1024с.
СамохинЮ. Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы //Народное образование, 2000, № 10, С. 25--29.
www.gumer.info/ (Электронная Библиотека Гумер: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.7).
1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985
2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996
3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. – С. 161-172
4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998
5. Личман Б.В. История России. – М.: Прогресс, 2005
6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. – М.: Просвещение, 1992
7. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.). – М.: Просвещение, 1997
8. Терещенко А. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997



























Приложение 1

6 комментариев:

  1. Приобретение функционального навыка исследования как одного из способов освоения действительности.












    Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
    кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
    хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
    А.Н. Колмогоров
    Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Исследование же и проектирование в области образования являются учебными. И их главная цель – развитие личности учащегося, приобретение детьми функционального навыка исследования как одного из способов освоения действительности, активизация личностной позиции учащегося. Конструктивное сотрудничество учителя и ученика предполагает различные виды взаимосвязи: «коллега - коллега» и «наставник – младший товарищ». Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
    Следует заметить, что самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Школьные научно-практические конференции – вот первая ступенька в развитии исследовательских практических компетенций обучающихся. Работа над исследованием - это трудоёмкий, долгий и скрупулёзный процесс, требующий не только компетентности, но и энтузиазма со стороны учителя и желания открывать новое, усердия, трудолюбия и внимания со стороны обучающегося. Для достижения успешных результатов исследования необходим план действий, следуя которому будет получен положительный результат. Наш план таков: формируем актуальность, выявляем новизну и практическую ценность, выдвигаем гипотезу, обозначаем объект и предмет исследования, ставим цель и решаем задачи, поставленные нами для того, чтобы провести исследовательскую работу.

    ОтветитьУдалить
  2. Подтверждением этих слов является многолетний опыт моей работы в школе. Уже который год мы с гимназистами принимаем активное участие в Открытой научно-практической конференции творческих работ учащихся Московской области «ПРАВОСЛАВИЕ – ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА» в различных секциях. Результатом работы являются успешные показатели детей. Все учащиеся заняли призовые места. Среди тем их работ есть такие как: «Мой любимый монастырь», «Что такое счастье», «Вера бывает разной», «Доброта, взаимопонимание и сострадание в православной жизни», «Храм и монастырь святой Екатерины» и многие другие. Не менее успешными являются и исследования детей в области русского языка и литературы, их участие в РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ». Работами, получившими призовые места, признание и одобрение, являются следующие: «Жизнь вещей» и роль детали в рассказе М. Осоргина «Пенсне», «Правда и вымысел о «Титанике»», «Дон Кихот в русской литературе. Донкихотство», кроме того «Этимология топонимов на территории Московской области», «Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь человека», «Проблемы взаимоотношений подростков произведении В. Железникова «Чучело»», также «Сравнение трилогии С.Коллинз «Голодные игры» с древнегреческой легендой о битве Минотавра»,«Кулинарные пристрастия героев Средиземья книги Толкиена», «Роль обособлений в речи ( для придания большей выразительности)».
    Кроме того плодом нашего совместного труда с гимназистами стала моя публикация «Игровые среды и пространства проектирования в образовании и образовательном учреждении. Мэри Поппинс: сказка или легенда?» в сборнике Третьих Ольбинских педагогических чтений, посвящённых памяти И.Б. Ольбинского. Эта статья явилась результатом нашего успешного участия в литературной игре «Время странствий» на муниципальном уровне.

    ОтветитьУдалить
  3. Плюс ко всему в 2015 году мы решили издать сборник сказок, написанных моими семиклассниками 2 года назад. Наше желание издать книгу со своими сказками не является случайностью. Мои ученики- очень талантливые дети, люди с творческой искоркой в душе и в сердце. Их сказки наполнены добротой, теплотой, внутренним светом. Ведь как на уроках русского языка, так и на уроках литературы мне доводится знакомиться с их шедеврами. Надеюсь, что они не растеряют этот запас великодушия и милосердия, а пронесут его через всю свою жизнь и будут им делиться с другими. Во вступительной части вы сможете прочесть мнения самих авторов об их сказках. В настоящее время в Дмитровской типографии готов макет книги, её формат А4, тираж- 30 экземпляров. Вступительное слово мы писали с детьми вместе. У каждого из них было пять минут для того, чтобы объяснить основную мысль сказки, её мораль либо просто высказаться по этому поводу. Вот несколько слов юных сказочников.
    Мохначёва Арина:
    -Моя сказка об удивительных приключениях самолюбивого жучка. Я написала её, чтобы дети, которые прочтут моё произведение, поняли, что не надо поднимать свою самооценку выше небес. И надо ценить внутренний мир человека. А то в результате останетесь одни на всём белом свете.
    Петров Саша:
    -Я хотел сказать своей сказкой, что нужно думать не только о себе, но и приходить на помощь другим людям, как это сделал мой главный герой. Став папой, я покажу эту книгу своим детям!
    Моисеева Ульяна:
    -Я являюсь автором своей собственной сказки «Ульяна Премудрая»! Главная цель моей сказки- доказать людям, что любое добро обязательно к вам вернётся! Я надеюсь, что мою сказку смогут прочитать ещё через много-много лет.

    Ловкова Кристина:
    -Своей сказкой «Волшебный пегас» я хотела показать, что добро всегда побеждает зло, что не нужно совершать злых поступков. Я считаю, что когда мы через несколько лет прочтём эти сказки, то вместе вспомним былые времена, и, может быть, каждый что-то для себя подчеркнёт, осознает, что он что-то делает не так и исправится.

    ОтветитьУдалить
  4. Пелих Полина:
    -Сказка, рассказанная малышу в детстве, влияет на его будущее мировоззрение, учит отличать добро от зла и быть человеком. Разве не чудесно, создавать это нечто, которое, быть может, научит нас самих! Мы рождаемся, живём, умираем, а созданные нами чудеса будут жить вечно!
    Бакланова Ульяна:
    -Свою сказку «Защитники» я хотела посвятить защите природы, напомнить людям, что мы тоже её часть. Я думаю, эту сказку можно читать на уроках экологии.
    Осипова Кира:
    -Я полагаю, моя сказка является познавательной и поучительной. Мораль моей сказки в том, что не стоит думать, что нам всё даётся так легко, иной раз необходимо приложить усилия, чтобы чего-то добиться.

    Семернина Полина:
    -Этим произведением я хотела показать, что делает зависть с людьми. Напечатав книгу со сказками, каждый из нас будет вспоминать своё детство и прекрасные школьные годы.

    Алдошин Илья:
    -Моя сказка носит поучительный характер. В ней много смысла. Он заключается в том, что за счастьем не надо идти далеко: оно здесь, у вас под ногами, рядом; что за полосой неудач обязательно последует полоса везения, надо лишь подождать; что нельзя бросать своих родных в беде.
    Ремизов Александр:
    -Я хотел поднять в своей сказке насущную проблему школьников. Плохие оценки высмеиваются, а хорошие приветствуются. Надеюсь, моя сказка исправит это положение. В ней также есть логические задачи, которые помогут детям расшевелить свой мозг, соображалку.





    Работа над исследованиями и в проектах воспитывает в учениках чувство сопричастности к миру взрослых с его проблемами и недостатками. В заключении хочется сказать, что важным моментом в такой работе является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать чувство радости, поверить в себя, что способствует последующему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Только в тесном контакте, при сотрудничестве у учащихся вырабатываются исследовательские навыки. Глубоко убеждена в том, что в большинстве случаев одарённость – это плод многолетнего и кропотливого труда и учителя, и ученика.





    ОтветитьУдалить