26 сент. 2016 г.

МОУ «гимназия «Дмитров»»
Школьная конференция творческих работ учащихся «Перспективный проект»

Литература




«Лишь только жизнь имеет цену
Сравнение мировоззрений Л. Н. Толстого и Х. Колфилда»





                                                                                               Работу выполнила: Фиялова София, ученица 8 «А» класса МОУ «гимназии «Дмитров»»
Научный руководитель: Шубенкина Рита Вячеславовна, преподаватель русского языка и литературы в МОУ «гимназии «Дмитров»»





г. Дмитров
2016 г.
Оглавление
    




















Введение

Совсем недавно я задумалась о важности мировоззрения в жизни человека. Мировоззрение – это некоторый стержень, основа, на которой человек строит свои дела, поступки и вообще живет. Мой научный руководитель натолкнул меня на мысль, что абсолютно любой человек обладает собственным мировоззрением, при этом абсолютно не важно, реален он или нет. Совместно с моим научным руководителем мы выбрали двух, казалось бы, невероятно далеких друг от друга людей. Лев Николаевич Толстой и Холден Колфилд разделены не только половиной столетия, но и пропастью между реальностью и вымыслом. 
Целью моей работы стало сравнение мировоззрения Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда.
В процессе написания этого проекта я поняла, что данная тема актуальна тем, что моя работа в некоторой степени может доказать, что мировоззрения на первый взгляд абсолютно разных людей могут оказаться схожими. Это может помочь современным людям в общении и понимании друг друга.
Также в ходе исследования передо мной возникали некоторые задачи, которые я успешно воплотила в реальность. Моими задачами в написании этой работы стали:
1.      Составление кратких биографий или комбинирование известных фактов из жизни.
2.      Сравнение полученных биографий
3.      Определение вида мировоззрения обоих людей по их поступкам.
4.      Подборка цитат и афоризмов на темы: окружающий мир, окружающие люди, отношение к жизни, смысл жизни, воспитание и образование, о любви, об искусстве.
5.      Сравнение мировоззрения обоих людей по афоризмам на вышеуказанные темы.
6.      Составление презентации, демонстрирующей фотографии и изображения по данной теме.
7.      Составление совместного альбома Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда.
В результате данной работы я:
1.      Познакомилась ближе с жизнью Льва Николаевича Толстого.
2.      Поняла, что анализ любого литературного героя может оказаться куда интереснее, чем это может показаться на первый взгляд.
3.      Узнала много интересного и нового о видах мировоззрения.
4.      Поняла, что мировоззрение совершенно разных людей может быть невероятно схожим.
5.      Провела опрос по данной теме в своей школе и, благодаря моей хорошей знакомой, проживающей на данный момента в Канаде, получила возможность провести такой же опрос среди ее канадских друзей и приятелей.
6.      Составила совместный альбом цитат и афоризмов Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда.
7.      Создала презентацию, демонстрирующую фотографии и изображения по данной теме.
Методикой моего исследования стал анализ биографий обоих рассматриваемых личностей, сравнение их мировоззрений по жизненным путям, поступкам и цитатам.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также его жизненные позиции, программы поведения, действия. Но что же может быть общего между великим русским писателем, имя которого известно во всем мире, чьи произведения изучаются в школах и институтах, переводятся на сотни языков и читаются по всему миру, даже через сотню лет после его смерти и обычного подростка, пусть не нашего времени, но фактически близкого к мировоззрению современного подрастающего поколения. Оказывается, многое. Именно этому я и посвятила свой проект.













 

 







Глава I. Теоретическая.

Часть I. Биографии. Анализ. Сравнение.

§1.Биографии

Лев Николаевич Толстой
9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.
Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе — низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника — именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.
Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.
В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство». В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в «Современник», самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого. После завершения повести «Детство», Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу «Казаки», он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.
Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал «Отрочество» (1854), продолжение «Детства», вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся оттуда. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.
Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В этот же год он женился на Софье Андреевне Берс, дочке врача.
После успеха «Войны и мира» в 1873 году, Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг — «Анна Каренина». Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с Турцией.  «Анна Каренина» публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя.
Несмотря на успех «Анны Карениной», после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием «Посредник».
Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.
Свои последние годы Лев Николаевич путешествовал по стране инкогнито, стараясь избегать ненужных расспросов. К сожалению, паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В ноябре 1910 года, начальник маленькой железнодорожной станции Астапово открыл двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть. Вскоре после этого, 20 ноября 1910 года, Толстой умер. Похоронен в родовом имении, Ясной Поляне, где Толстой потерял так много близких ему людей.
Холден Колфилд
Стоит отметить, что говорить о полной и тем более подробной биографии героя мы не можем. В этой краткой «биографии» я упомянула лишь события, указанные в произведении и опоминающиеся в нем.
Рожденный для обеспеченной и привилегированной жизни, Колфилд смотрит свысока на элитарный мир, в котором он живет. Он подвергает сомнению ценности своего общества и порой отвергает принятые в нем правила поведения. Холдену свойственны наблюдательность, самоанализ, язвительность, цинизм и сарказм. Его, далеко неглупого молодого человека, выгоняют из множества школ, чаще всего из-за того, что он не похож на остальных.
Колфилд признается, что ненавидит всех окружающих. Он специально заваливает экзамены, чтобы вырваться из ненавистного колледжа, где он только и делает, что ругает «дурацкую школу», «кретинов» - одноклассников, «показушников» - учителей. Он вовсе не глуп, как это может показаться. Напротив, он чрезвычайно умен, но он не принимает окружающую его реальность, считая ее глупой и несуразной. Он на протяжении всего романа в своих мыслях пытается найти баланс в этой жизни. Не понимая и не принимая действительность, он сам хочет ее изменить, в конце концов, решая, что судьба «работника над пропастью во ржи» ему действительно по душе.

§2 Анализ. Сравнение.

Итак, рассмотрев биографию Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда, я заметила некоторое сходство в их жизненных путях.
Лев Николаевич к концу своей жизни, а именно после написания всемирно известного романа «Анна Каренина» искал себя в духовном мире. Как уже было сказано выше, он не нашел себе места в православной церкви и основал свое собственное вероисповедание, названное в последствии «толстовство». Холден Колфилд также не находил себе места в мире, полном, как ему казалось, бестолковых и глупых людей.
Оба человека в конечном итоге приходили к идее, что смысл их жизни, как и любой другой кроется в помощи и содействии другим. Толстой практически до последних дней своей жизни самостоятельно пахал поле и занимался практически крестьянским трудом, не смотря на то, что являлся богатым человеком, владеющим огромным количеством прислуги. Колфилд, не смотря на свой грубый характер, ненависть ко всему миру и стремление получить все и сразу все равно в конечном итоге осознал  свои ошибки и свои недостатки. Он понял, что должность работника над пропастью во ржи не плоха и, главное, полезна и даже необходима. То есть он понял, что помощь другим – смысл существования человека.
Рассмотрев биографию Льва Николаевича Толстого и имеющиеся факты из жизни Холдена Колфилда, я пришла к выводу, что, не смотря на разницу в эпохах, возрасте, ценностях и прочих мелких и крупных отличиях, и Толстой и Колфилд похожи на некоторых отрезках своего жизненного пути. Из этого я сделала предположение, что и их мировоззрение может быть схоже.

Часть II. Виды мировоззрений. Цитаты. Сравнение.

§1 Виды мировоззрений.

Работая над проектом, я нашла информацию о трех самых распространенных видах мировоззрения. Ниже приведена краткая информация  них.
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для нее характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Проанализировав приведенную выше информацию, я пришла к четкому пониманию мировоззрения обоих рассматриваемых мной людей и смогла определить вид их мировоззрения.
Итак, по моему мнению, мировоззрение Льва Николаевича Толстого, основываясь на его биографии, можно отнести и к философскому и к религиозному. Это вызвано тем, что, как я уже говорила, Лев Николаевич в последние годы своей жизни обратился в веру. Конечно же, это не могло не оказать влияния на его мировоззрение. В то же время Лев Николаевич, как известно, в своих произведениях отводил рассуждениям и фактам не последнюю роль. Поэтому я решила отнести его мировоззрение к промежуточному между философским и религиозным.
С мировоззрением Холдена Колфилда все гораздо проще. За время повествования он не проявил особого расположения ни к религиозному, ни к тем более мифологическому мировоззрению.  К тому же, во первых, Колфилд на протяжении всего сюжета был склонен к рассуждениям, далеким от мечтаний и вымысла. Во вторых, практически все повествование от его лица построено на анализе окружающего мира, людей, прошлого, настоящего и будущего. Поэтому я бы отнесла его мировоззрение именно к философскому.
В итоге этого небольшого исследования я утвердилась в выводе, сделанном мной в §2 «Анализ. Сравнение» Части I, что если сравнивать мировоззрения этих двоих людей по их жизненным делам и некоторым поступкам, то их взгляды на жизнь действительно окажутся схожими.

§2 Афоризмы. Сравнение мировоззрений по цитатам.

Перед началом написания проекта я поставила перед собой задачу подобрать афоризмы Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда на следующие темы: окружающие люди, брак, любовь, смысл и цель жизни, искусство. Я выбрала по одной цитате каждого на каждую тему.
1.      Окружающие люди
Колфилд: «Вечно люди тебе всё портят»
Толстой: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое»
У Толстого и Колфилда отношения к окружающим людям явно отличаются. Первый видит во всех людях доброе, но не отрицает злого, а второй, напротив, не видит добра, замечая лишь плохое.
2.      Брак
Колфилд: «Когда мне захочется жениться, я, может быть, встречу какую-нибудь красивую глухонемую девушку».
Толстой: «Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе»
Здесь мнения Толстого и Колфилда тоже не сошлись. Лев Николаевич считал, что женитьба, просто-напросто необходима и обязательна, также как и рождение и смерть. В то же время Колфилд считает, что жениться вовсе не обязательно, к тому же, жену всегда можно найти на свой вкус.
3.      Любовь
Колфилд: «Нет такого кабака на свете, где можно долго высидеть, если нельзя заказать спиртного и напиться. Или если с тобой нет девчонки, которую ты по-настоящему любишь».
Толстой: «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь»
А вот о любви Лев Николаевич и Колфилд говорят пусть и разными словами, но одно и то же. Оба видят в любви некую субстанцию, которая может изменить судьбы, некое чувство, которое меняет все, хочет того человек или нет.
4.      Смысл и цель жизни
Колфилд: «Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».
Толстой: «Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…».
Пожалуй, здесь мысли Толстого и Колфилда снова сошлись. Они говорят, как подобает в их эпоху, но все равно имеют в виду одно и то же. Они считали, что цель и смысл человеческого бытия заключается в стремлении быть кому-то нужным, рваться, меняться, быть полезным для будущего.
5.      Искусство
Колфилд: «Я ненавижу актеров. Они ведут себя на сцене совершенно не похоже на людей».
Толстой: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как  говорит и насколько от души говорит художник»
И в отношении искусства Толстой и Колфилд подразумевают одно и то же, лишь с отличием в манере преподнесения информации. Оба они считают, что в искусстве, а конкретно в театральном мастерстве необходимо придерживаться правдивой реальности и что любое творение человеческое является произведением искусства лишь тогда, когда сам творец, будь то художник, артист, певец или скульптор вкладывает в свое дело часть своей души.
Итак, рассмотрев мировоззрение Льва Николаевича Толстого и определив вид их мировоззрения, а также разобрав их взгляды на жизнь, отраженные в их цитатах, я, по моему мнению, доказала их сходство с точки зрения духовного мира.














Список литературы

1.                  Биография Л. Н. Толстогоhttp://all-biography.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich
2.                  Определение  и типы мировоззрения https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
3.                  Цитаты Льва Николаевича Толстого http://tolstoy.ru/creativity/quotations/
4.                  Цитаты Холдена Колфилда http://itmydream.com/character/holden-kolfild/2
5.                  Афоризмы Холдена Колфилда http://citaty.info/character/holden-kolfild
6.                  Афоризмы Льва Николаевича Толстого http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0326.htm




Комментариев нет:

Отправить комментарий