МОУ
«гимназия «Дмитров»»
Школьная
конференция творческих работ учащихся «Перспективный проект»
Литература
«Лишь
только жизнь имеет цену
Сравнение
мировоззрений Л. Н. Толстого и Х. Колфилда»
Работу выполнила: Фиялова София, ученица 8 «А» класса МОУ «гимназии
«Дмитров»»
Научный руководитель: Шубенкина Рита Вячеславовна,
преподаватель русского языка и литературы в МОУ «гимназии «Дмитров»»
г.
Дмитров
2016
г.
Оглавление
Введение
Совсем недавно я задумалась о важности мировоззрения
в жизни человека. Мировоззрение – это некоторый стержень, основа, на которой
человек строит свои дела, поступки и вообще живет. Мой научный руководитель
натолкнул меня на мысль, что абсолютно любой человек обладает собственным
мировоззрением, при этом абсолютно не важно, реален он или нет. Совместно с
моим научным руководителем мы выбрали двух, казалось бы, невероятно далеких
друг от друга людей. Лев Николаевич Толстой и Холден Колфилд разделены не только
половиной столетия, но и пропастью между реальностью и вымыслом.
Целью
моей работы стало сравнение мировоззрения Льва
Николаевича Толстого и Холдена Колфилда.
В процессе написания этого проекта я поняла, что данная тема актуальна тем, что моя
работа в некоторой степени может доказать, что мировоззрения на первый взгляд
абсолютно разных людей могут оказаться схожими. Это может помочь современным
людям в общении и понимании друг друга.
Также в ходе исследования передо мной возникали
некоторые задачи, которые я успешно воплотила в реальность. Моими задачами в написании этой работы стали:
1. Составление
кратких биографий или комбинирование известных фактов из жизни.
2. Сравнение
полученных биографий
3. Определение
вида мировоззрения обоих людей по их поступкам.
4. Подборка
цитат и афоризмов на темы: окружающий мир, окружающие люди, отношение к жизни,
смысл жизни, воспитание и образование, о любви, об искусстве.
5. Сравнение
мировоззрения обоих людей по афоризмам на вышеуказанные темы.
6. Составление
презентации, демонстрирующей фотографии и изображения по данной теме.
7. Составление
совместного альбома Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда.
В
результате данной работы я:
1. Познакомилась
ближе с жизнью Льва Николаевича Толстого.
2. Поняла,
что анализ любого литературного героя может оказаться куда интереснее, чем это
может показаться на первый взгляд.
3. Узнала
много интересного и нового о видах мировоззрения.
4. Поняла,
что мировоззрение совершенно разных людей может быть невероятно схожим.
5. Провела
опрос по данной теме в своей школе и, благодаря моей хорошей знакомой,
проживающей на данный момента в Канаде, получила возможность провести такой же
опрос среди ее канадских друзей и приятелей.
6. Составила
совместный альбом цитат и афоризмов Льва Николаевича Толстого и Холдена
Колфилда.
7. Создала
презентацию, демонстрирующую фотографии и изображения по данной теме.
Методикой
моего исследования стал анализ биографий обоих
рассматриваемых личностей, сравнение их мировоззрений по жизненным путям,
поступкам и цитатам.
Итак, мировоззрение – это совокупность
взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее
видение, понимание мира, места в нём человека, а также его жизненные позиции,
программы поведения, действия. Но что же может быть общего между великим
русским писателем, имя которого известно во всем мире, чьи произведения
изучаются в школах и институтах, переводятся на сотни языков и читаются по
всему миру, даже через сотню лет после его смерти и обычного подростка, пусть
не нашего времени, но фактически близкого к мировоззрению современного
подрастающего поколения. Оказывается, многое. Именно этому я и посвятила свой
проект.
Глава I. Теоретическая.
Часть I. Биографии. Анализ. Сравнение.
§1.Биографии
Лев Николаевич Толстой
9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская
губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был
четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать
Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на
себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их
тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и
сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в
раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём
творчестве.
Важно заметить, что начальное образование в
биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие
преподаватели. В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский
Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе — низкие оценки
заставили его перейти на более легкий юридический факультет. В чём он
действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника — именно
эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть
его произведений.
Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время
своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию
в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После
пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в
Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.
В годы своего юнкерства в армии у Толстого было
немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над
автобиографической историей под названием «Детство». В ней он писал о своих
самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в
«Современник», самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью
принят, и он стал первой публикацией Толстого. После завершения повести
«Детство», Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на
Кавказе. Начатую в армейские годы работу «Казаки», он закончил только в 1862
году, после того, как он уже оставил армию.
Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать
во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал
«Отрочество» (1854), продолжение «Детства», вторую книгу в автобиографической
трилогии Толстого. После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и
вернулся оттуда. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на
литературной сцене Санкт-Петербурга.
Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от
принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом,
он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был
вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность»,
третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал
первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В этот же год он
женился на Софье Андреевне Берс, дочке врача.
После успеха «Войны и мира» в 1873 году, Толстой
приступил к работе над второй из наиболее известных его книг — «Анна Каренина».
Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с
Турцией. «Анна Каренина» публиковалась
частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары,
полученные за роман, стремительно обогатили писателя.
Несмотря на успех «Анны Карениной», после завершения
романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий
этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель
сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на
свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы
и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он
решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием
«Посредник».
Как результат, за свои нестандартные и
противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной
церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим
новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего,
его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой
неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и,
по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.
Свои последние годы Лев Николаевич путешествовал по
стране инкогнито, стараясь избегать ненужных расспросов. К сожалению,
паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В
ноябре 1910 года, начальник маленькой железнодорожной станции Астапово открыл
двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть. Вскоре
после этого, 20 ноября 1910 года, Толстой умер. Похоронен в родовом имении,
Ясной Поляне, где Толстой потерял так много близких ему людей.
Холден Колфилд
Стоит отметить, что говорить о полной и тем более
подробной биографии героя мы не можем. В этой краткой «биографии» я упомянула
лишь события, указанные в произведении и опоминающиеся в нем.
Рожденный для обеспеченной и привилегированной
жизни, Колфилд смотрит свысока на элитарный мир, в котором он живет. Он
подвергает сомнению ценности своего общества и порой отвергает принятые в нем
правила поведения. Холдену свойственны наблюдательность, самоанализ,
язвительность, цинизм и сарказм. Его, далеко неглупого молодого человека,
выгоняют из множества школ, чаще всего из-за того, что он не похож на
остальных.
Колфилд признается, что ненавидит всех окружающих.
Он специально заваливает экзамены, чтобы вырваться из ненавистного колледжа,
где он только и делает, что ругает «дурацкую школу», «кретинов» - одноклассников,
«показушников» - учителей. Он вовсе не глуп, как это может показаться.
Напротив, он чрезвычайно умен, но он не принимает окружающую его реальность,
считая ее глупой и несуразной. Он на протяжении всего романа в своих мыслях
пытается найти баланс в этой жизни. Не понимая и не принимая действительность,
он сам хочет ее изменить, в конце концов, решая, что судьба «работника над
пропастью во ржи» ему действительно по душе.
§2 Анализ. Сравнение.
Итак, рассмотрев биографию Льва Николаевича Толстого
и Холдена Колфилда, я заметила некоторое сходство в их жизненных путях.
Лев Николаевич к концу своей жизни, а именно после
написания всемирно известного романа «Анна Каренина» искал себя в духовном мире.
Как уже было сказано выше, он не нашел себе места в православной церкви и
основал свое собственное вероисповедание, названное в последствии «толстовство».
Холден Колфилд также не находил себе места в мире, полном, как ему казалось, бестолковых
и глупых людей.
Оба человека в конечном итоге приходили к идее, что
смысл их жизни, как и любой другой кроется в помощи и содействии другим.
Толстой практически до последних дней своей жизни самостоятельно пахал поле и
занимался практически крестьянским трудом, не смотря на то, что являлся богатым
человеком, владеющим огромным количеством прислуги. Колфилд, не смотря на свой
грубый характер, ненависть ко всему миру и стремление получить все и сразу все
равно в конечном итоге осознал свои
ошибки и свои недостатки. Он понял, что должность работника над пропастью во
ржи не плоха и, главное, полезна и даже необходима. То есть он понял, что
помощь другим – смысл существования человека.
Рассмотрев биографию Льва Николаевича Толстого и
имеющиеся факты из жизни Холдена Колфилда, я пришла к выводу, что, не смотря на разницу в эпохах, возрасте, ценностях и
прочих мелких и крупных отличиях, и Толстой и Колфилд похожи на некоторых
отрезках своего жизненного пути. Из этого я сделала предположение, что и их
мировоззрение может быть схоже.
Часть II.
Виды мировоззрений. Цитаты. Сравнение.
§1 Виды
мировоззрений.
Работая над проектом, я нашла информацию о трех
самых распространенных видах мировоззрения. Ниже приведена краткая
информация них.
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как
совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного
общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к
язычеству и является совокупностью мифов, для нее характерно одухотворение и
антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе
сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные
силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и
хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и
поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение
религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей
одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
Философское мировоззрение определяется как
системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от
мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства,
то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — одна из форм мировоззрения, а также одна
из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука.
Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и
фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека,
отношения человека и мира.
Проанализировав приведенную выше информацию, я пришла
к четкому пониманию мировоззрения обоих рассматриваемых мной людей и смогла
определить вид их мировоззрения.
Итак, по моему мнению, мировоззрение Льва
Николаевича Толстого, основываясь на его биографии, можно отнести и к
философскому и к религиозному. Это вызвано тем, что, как я уже говорила, Лев
Николаевич в последние годы своей жизни обратился в веру. Конечно же, это не
могло не оказать влияния на его мировоззрение. В то же время Лев Николаевич,
как известно, в своих произведениях отводил рассуждениям и фактам не последнюю
роль. Поэтому я решила отнести его мировоззрение к промежуточному между
философским и религиозным.
С мировоззрением Холдена Колфилда все гораздо проще.
За время повествования он не проявил особого расположения ни к религиозному, ни
к тем более мифологическому мировоззрению.
К тому же, во первых, Колфилд на протяжении всего сюжета был склонен к
рассуждениям, далеким от мечтаний и вымысла. Во вторых, практически все
повествование от его лица построено на анализе окружающего мира, людей, прошлого,
настоящего и будущего. Поэтому я бы отнесла его мировоззрение именно к
философскому.
В итоге этого небольшого исследования я утвердилась
в выводе, сделанном мной в §2 «Анализ. Сравнение» Части I, что если сравнивать мировоззрения этих
двоих людей по их жизненным делам и некоторым поступкам, то их взгляды на жизнь
действительно окажутся схожими.
§2 Афоризмы. Сравнение мировоззрений по цитатам.
Перед началом написания проекта я поставила перед
собой задачу подобрать афоризмы Льва Николаевича Толстого и Холдена Колфилда на
следующие темы: окружающие люди, брак, любовь, смысл и цель жизни, искусство. Я
выбрала по одной цитате каждого на каждую тему.
1.
Окружающие
люди
Колфилд:
«Вечно люди тебе всё портят»
Толстой:
«Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют
силу, то людям честным надо сделать только то же самое»
У Толстого и Колфилда отношения к окружающим людям
явно отличаются. Первый видит во всех людях доброе, но не отрицает злого, а
второй, напротив, не видит добра, замечая лишь плохое.
2.
Брак
Колфилд:
«Когда мне захочется жениться, я, может быть, встречу какую-нибудь красивую
глухонемую девушку».
Толстой:
«Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно
иначе»
Здесь мнения Толстого и Колфилда тоже не сошлись.
Лев Николаевич считал, что женитьба, просто-напросто необходима и обязательна,
также как и рождение и смерть. В то же время Колфилд считает, что жениться
вовсе не обязательно, к тому же, жену всегда можно найти на свой вкус.
3.
Любовь
Колфилд:
«Нет такого кабака на свете, где можно долго высидеть, если нельзя заказать
спиртного и напиться. Или если с тобой нет девчонки, которую ты по-настоящему
любишь».
Толстой:
«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь»
А вот о любви Лев Николаевич и Колфилд говорят пусть
и разными словами, но одно и то же. Оба видят в любви некую субстанцию, которая
может изменить судьбы, некое чувство, которое меняет все, хочет того человек
или нет.
4.
Смысл
и цель жизни
Колфилд: «Я себе представил, как
маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и
кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю
скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не
сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я
подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь
ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне
хочется по-настоящему».
Толстой: «Я нашел простую, старую
вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для
другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…».
Пожалуй, здесь мысли Толстого и Колфилда снова
сошлись. Они говорят, как подобает в их эпоху, но все равно имеют в виду одно и
то же. Они считали, что цель и смысл человеческого бытия заключается в
стремлении быть кому-то нужным, рваться, меняться, быть полезным для будущего.
5.
Искусство
Колфилд: «Я ненавижу актеров. Они
ведут себя на сцене совершенно не похоже на людей».
Толстой: «Произведение искусства
хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник»
И в отношении искусства Толстой и Колфилд
подразумевают одно и то же, лишь с отличием в манере преподнесения информации.
Оба они считают, что в искусстве, а конкретно в театральном мастерстве
необходимо придерживаться правдивой реальности и что любое творение человеческое
является произведением искусства лишь тогда, когда сам творец, будь то
художник, артист, певец или скульптор вкладывает в свое дело часть своей души.
Итак, рассмотрев мировоззрение Льва Николаевича
Толстого и определив вид их мировоззрения, а также разобрав их взгляды на
жизнь, отраженные в их цитатах, я, по моему мнению, доказала их сходство с
точки зрения духовного мира.
Список литературы
1.
Биография Л. Н. Толстогоhttp://all-biography.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich
2.
Определение и типы мировоззрения https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Комментариев нет:
Отправить комментарий