20 апр. 2019 г.


МОУ Дмитровская СОШ №10 с УИОП







Исследовательская работа по литературе «Образ неба в поэзии 19 и 20 веков»






Выполнила:
ученица 7 "А" класса
 Макеева Александра.
Научный руководитель:
Шубенкина Р. В.

Дмитров 2019 год

 Содержание
1.Введение                                                                                                  стр.2
2.Образ неба глазами поэта                                                                      стр.4
3.Использование и раскрытие образа неба в поэзии                             стр.5
4.Прочтённые мной произведения                                                          стр.11
5.Выводы                                                                                                   стр.13


Цель проекта: узнать, с какой целью поэты используют образ неба в своих произведениях и как его раскрывают. 
Для достижения цели, мне необходимо было решить такие задачи:
1.     Прочитать произведения, в которых используется образ неба.
2.     Изучить статьи, в которых рассказывается, зачем используется тот или иной образ.
3.     Рассмотреть отражение образа неба в образе героя.
4.     Сравнить стихотворения русских и зарубежных поэтов.
5.     Сделать выводы на основе проведённых мною исследований.
Гипотеза: если я изучу лирические произведения русских и зарубежных поэтов, то узнаю, как они представляют небо, каким его видят авторы стихотворений, живущие в разных странах.   

Актуальность исследования: «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком, потому что увидел глубину лазурного небамерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоём сердце расцветёт благородство»     
                                                                                       (В. А. Сухомлинский)

Данное исследование найдет применение на уроках литературы, на занятиях в литературной гостиной, поможет при подготовке к олимпиаде по литературе, расширит кругозор моих сверстников.






1.Образ неба глазами поэта
         Итак, что же такое небо? По-научному, небо – это пространство над поверхностью Земли или любого другого астрономического объекта. В общем случае — панорама, открывающаяся при взгляде с этого объекта в направлении космоса. Но такое определение предоставило нам только факты, но не раскрыло сути явления. Так что же всё - таки заставляет людей из года  в год смотреть на это явление и восхищаться им, а поэтов – воспевать в лирических  произведениях, зачастую прибегая к символике?
Когда человек мечтает, он смотрит в небо. Ведь ему всегда было свойственно смотреть вверх, на небо, где он мог видеть различные краски, ощущать  глубину, загадочность и   тайну небосвода. Древние люди не имели достаточно знаний об устройстве Вселенной, и поэтому таинственность и недостижимость космоса породили его обожествление. Ещё в мифологии небо было абсолютным верхом, «домом» всего мира. Самое простое представление о небесном своде, это то, что небо представляет собой шатер, купол. В некоторых вавилонских мифах ветви мирового дерева образуют небосклон. Таким образом, ещё в древности небо было важной частью космоса, оно раскинулось над всем и могло видеть абсолютно все.
 Но вот что интересно!  Все вокруг нас меняется, а небо остается неизменным, и при этом  каждый день настроение у него разное. Именно это, по моему мнению, и привлекло поэтов. 
Что значит небо для поэта? Наверняка, это олицетворение его внутренних чувств, которые он испытывает, размышляя над волшебством небосвода, при написании стихотворения, олицетворение лирического героя, в котором  автор видит себя. Давайте попытаемся в этом разобраться. Рассмотрим несколько примеров.



2.Использование образа неба в поэзии и его раскрытие.
         Следует  сказать, что все поэты без исключения, описывая образ неба, прибегают к использованию средств выразительности, тем самым окутывая образ еще более глубокой дымкой завороженности, непостижимости и  неразгаданности. 
Рассмотрим стихотворение  Михаила Лермонтова   «Небо и звезды».
Чисто вечернее небо,  
Ясны  далёкие звезды,    
Ясны,  как счастье ребенка;  
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!  

Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?  
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
- Звезды и небо! — а я человек!..

Люди друг к другу
Зависть питают;  
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,  
Только их место занять бы желал.       

         Вот лишь некоторые из средств выразительности, к которым прибегает Михаил Юрьевич Лермонтов. Это эпитеты: «вечернее небо», «далёкие звезды»; анафора: «Ясны далёкие звёзды», «Ясны как счастье ребёнка»; «только завидую…», «только их место..»; сравнение: «как счастье ребёнка», «как счастье моё» (кроме того, это и лексический повтор); инверсия: «скажут мне люди», «зависть питают»
         Год создания данного произведения: 1831 год.
Еще с детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал:  он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, в поэзии, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства, в чём мы можем убедиться, читая стихотворение «Небо и звёзды». Это стихотворение-рассуждение.
 Произведения такого жанра  характерны для раннего периода творчества поэта.   В   17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его  ранимая, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежностью  и умиротворенностью. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий, приключений,  удивительных событий. Ведь , обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».
Безусловно, Лермонтов  понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний, свойственных поэту на протяжении всей жизни.

        Теперь рассмотрим стихотворение  Николая Асеева «Небо».

 Небо — как будто летящий мрамор  
 С белыми глыбами облаков,
 Словно обломки какого-то храма,  
 Ниспровергнутого в бездну веков!  

 Это, наверно, был храм поэзии:
 Яркое чувство, дерзкая мысль;  
 Только его над землею подвесили
 В недосягаемо дальнюю высь.

 Небо — как будто летящий мрамор  
 С белыми глыбами облаков,
 Только пустая воздушная яма
 Для неразборчивых знатоков!   

         В нём также изобилуют средства выразительности. Это эпитеты: «Яркое чувство, дерзкая мысль», «неразборчивых знатоков» (здесь и антитеза!); сравнение:  «Словно обломки какого-то храма», «Небо — как будто летящий мрамор»; метафора: «Ниспровергнутого в бездну веков», «С белыми глыбами облаков» ; анафора и вместе с тем лексический повтор: «Небо — как будто летящий мрамор».   

          Год создания данного произведения: 1956 год.
         А это произведение так и называется: «Небо». Здесь автор  с первых строк начинает  описывать небо. Такое, какое оно есть на самом деле здесь и сейчас.
         В этом произведении все четко и понятно, ясно, без замысловатостей.  

   Перед нами лирическое произведение  Фёдора Тютчева – «Ночное небо так угрюмо»

Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.  

Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мраку   
Поля и дальние леса.
И вот опять все потемнело,
Все стихло в чуткой темноте-
Как бы таинственное дело  
Решалось там — на высоте.

Как и предыдущие стихотворения, это богато средствами выразительности. Поэт употребляет эпитеты: «вялый, безотрадный сон», «демоны глухонемые», «таинственное дело»; олицетворение: «выступят из мраку поля и дальние леса»; анафора: «То не угроза..», «То вялый…», «И быстро..», «И вот опять..»; сравнение: «Как демоны глухонемые»; инверсия: « зарницы огневые», «Вдруг неба вспыхнет полоса».


         Год создания данного стихотворения: 1865 год.
    Излюбленную тему тютчевской лирики составляют динамичные зарисовки грозы. Темное небо, волнующееся, трепещущее   зарницами, освещают тусклую землю,  измученную долгим  дневным зноем. Автор дополняет пейзажную картину пышными сравнениями: проблески молний уподобляются «розам огневым» или устрашающему взгляду  незнакомого существа, шорох верхушек деревьев — тревожному разговору, срочному совещанию.
Стихотворение было создано в дороге, во время краткой деловой поездки. Тягостное впечатление, порожденное наблюдением за мрачными тучами, передается очень чётко.  Поэт сравнивает пейзаж перед грозой с безрадостным, тяжёлым сном, использует контраст.



              Обратимся к произведению зарубежного автора.
Перед нами творение  Шарля  Бодлера  «Тревожное небо».

 Твой взор загадочный как будто увлажнен.  
 Кто скажет, синий ли, зеленый, серый он?
 Он то мечтателен, то нежен, то жесток,
 То пуст, как небеса, рассеян иль глубок. 

 Ты словно колдовство тех долгих белых дней,  
 Когда в дремотной мгле душа грустит сильней, (олицетворение)
 И нервы взвинчены, и набегает вдруг,
 Будя заснувший ум, таинственный недуг. 

 Порой прекрасна ты, как кругозор земной  
 Под солнцем осени, смягченным пеленой.
 Как дали под дождем, когда их глубина
 Лучом встревоженных небес озарена!  

 О, в этом климате, пленяющем навек, —
 В опасной женщине, — приму ль я первый снег,  
 И наслаждения острей стекла и льда   
 Найду ли в зимние, в ночные холода?   

          И вновь многочисленные средства выразительности, способные не только украсить произведение, но и более глубоко, проникновенно  приоткрыть тайну неба в минуты волнения и тревоги.
           Здесь присутствуют эпитеты: «взор загадочный», «долгих белых дней», «заснувший ум, таинственный недуг», «встревоженных небес»; сравнение: «пуст, как небеса», «словно колдовство», «прекрасна ты, как кругозор земной»; инверсия:  «лучом встревоженных небес озарена». Кроме того, поэт широко использует ряды однородных членов.

         Данное произведение вышло в XIX веке.
         Стихотворение повествует нам о женщине, о девушке, к которой герой испытывает  светлое чувство. Он  представляет  ее, словно    рисует  природу. Автор выбрал природу для  данного изображения не просто так. Именно природу можно легко описать, ведь только она может иметь столько образов, настроений, характеров, отображений.  В стихотворение   французского   поэта  представлено сравнение  характер, поведение, черты девушки  с тревожным, смутным, беспокойным  небом. Ведь у   мятежного неба появляется столько красок, настроений, чувств, эмоций. Я могу сделать вывод, что  зарубежная  литература  не  слишком  отличается от русской в плане изучаемого мной аспекта лирики, именно в подаче и представлении образа неба. Это зависит лишь от личности  самого поэта, его мировоззрения, взглядов, чувств и настроений….



3.Прочтённые мной произведения
Плюс ко всему, я ознакомилась и с другими поэтическими произведениями.
    1. Марина Цветаева – «Облачко»
Я думаю, многим  знакомо  творчество  Марины  Цветаевой.  Это известная русская  поэтесса  Серебряного века.  
После смерти Марины Цветаевой родственники и друзья буквально по крупицам восстановили ее архив, в котором нашли автограф стихотворения «Облачка». Дата создания этого произведения неизвестна, однако оно, предположительно, было написано между 1906 и 1920 годами.  Поначалу  кажется, что его авторство принадлежит девочке - подростку, и в это легко можно было бы поверить в том случае, если бы стихотворение написал кто-то другой, а не Цветаева. Отличительной чертой ее поэзии была рассудительность и стремление казаться взрослой в ранний период творчества, а также некоторая простота и наивность, проскальзывающая в более поздних произведениях.
Наивная манера повествования в «Облачке» объясняется именно этой причиной: Цветаева пытается хотя бы мысленно вернуться в детство и испытать те же чувства, что и много лет назад. Однако вместо этого на нее накатывает грусть. Она пытается понять, с чем это связано, и вдруг осознает, что в тот момент, когда облачко «выплыло вдруг, розовея последним огнем», ее ощущения никак не были связаны с этим явлением. «Я поняла, что грущу не о нем», — подчеркивает поэтесса. Развивая эту мысль, она приходит к выводу, что стала жертвой ностальгии по прошлому. «Я грущу о себе», — признается Цветаева, удивляясь этому ощущению и, одновременно, не желая с ним расставаться.
2. Фёдор Тютчев – «Декабрьское утро»
         Большое количество русских поэтов уделяли время описанию красоты неба. Тютчев является одним из таких поэтов, которые уделяли немало времени этой теме. Поэт своеобразно описывает законы природы и имеет интересные взгляды на жизнь человека. Русская природа для Тютчева - это что-то целое и живое и к тому же всегда меняющее своё состояние.
         Основная идея данного стихотворения заключается в том, что все живое и неживое в нашем мире подчинено законам природы. Как бы ночь не хотела властвовать, но все равно настанет время и день её сменит и ничего с этим не поделать. Также и со временами года.  Автор в данном стихотворении размышляет и задумывается о нашем мире, о том, как вместе уживаются все системы в природе и процессы.
3. Иван Бунин – «Седое небо надо мной…»
         Иван Бунин - великий поэт, он написал множество различных стихотворений. В одном из его произведения "Седое небо надо мной" можно разглядеть мысль о том, как сложен сам стиль написания. Автор блуждает в своих фантазиях и не может увидеть реального окружающего его мира. Он лишь одинокий путник, который потерялся в лесной чащобе. Заблудился не только в ней, но и в своих мыслях. Поднимая голову наверх, он слышит шум ветра, капли холодного дождя обжигают кожу. На улице прохладная погода, по всей видимости, наступила осень. Все листья уже давным-давно опали, и погода готовится к долгому сну. Писатель хочет показать людям, что такое природа и как она прекрасна. В любое время года она умеет очаровывать своей красотой и невинностью!
Я советую прочитать эти произведения в свободное время. Они, действительно,  хранят в себе тайных смысл, который можно уловить, лишь познакомившись со стихотворениями   и погрузившись в мир поэтической тайны, неведомого небесного волшебства.



Выводы:
         После проведённых мною исследований  можно сделать вывод.
Я рассмотрела отражение образа неба в образе лирического  героя. Да, далеко не во всех произведениях данный образ используется для отображения характера главного героя, но я нашла такой (Шарль Бодлер – «Тревожное небо»). Автор описывает девушку, словно рисует  природу.
Я изучила лирические произведения русских и зарубежных поэтов и узнала, что    поэтическое видение образа неба      зависит лишь от мировоззрения самого поэта.
         Изучила статьи, в которых рассказывается о раскрытии образа. И выяснила, что в основном образы природы поэты используют для описания своих внутренних чувств, эмоций и переживаний.

           Все задачи, поставленные в     начале исследования, решены, а, значит, моя цель достигнута.
           


Литература
1. Лермонтов М.Ю. Небо и звёзды: Стихотворения / Лермонтов М.Ю. – М., 1831.
2. Бодлер Ш.П. Тревожное небо: Цветы зла / Бодлер Ш.П. – Париж, ХIХ в.
3. Тютчев Ф.И. Ночное небо так угрюмо: Полное собрание стихотворений / Тютчев Ф.И. – СПб, 1865.
4. Асеев Н.Н. Небо: Стихотворения / Асеев Н.Н. – М., 1956.
5. Цветаева М.И. Облачко: Стихотворения / Цветаева М.И. – М., ХХ в.
6. Тютчев Ф.И. Декабрьское утро: Полное собрание стихотворений / Тютчев Ф.И. – СПб.
7. Бунин И.А. Седое небо надо мной: Стихотворения / Бунин И.А. –  Воронеж, 1889.
8. Сухомлинский В.А. Письмо сыну: Письма к сыну / Сухомлинский В.А. – М.,


        



Комментариев нет:

Отправить комментарий